Заседание Рабочей группы по совершенствованию налогового администрирования при Экспертном совете ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства
27.03.2014
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось очередное заседание Рабочей группы по совершенствованию налогового администрирования при Экспертном совете ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства.

В заседании приняли участие заместитель директора Департамента налогового и таможенно-тарифного регулирования Минфина России Саакян Рубен Арменакович, заместитель начальника Управления досудебного аудита ФНС России Казанский Дмитрий Михайлович, судья Высшего Арбитражного Суда РФ Завьялова Татьяна Владимировна, председатель судейского состава Арбитражного суда Московской области Соловьев Андрей Александрович, председатель 18 апелляционного арбитражного суда Бояршинова Елена Винеровна и др.

Открыл заседание заместитель председателя Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства Д.Е. Фадеев. Он представил новую редакции Концепции ТПП РФ по совершенствованию законодательства РФ до 2016 года, а также проинформировал участников мероприятия, что 26-28 ноября 2014 года состоится Х юбилейный Всероссийский налоговый форум ТПП РФ, в связи с чем руководителю ФНС России М.В. Мишустину было направлено предложение выступить соорганизатором данного мероприятия. Также он указал, что в ближайшее время генеральный директор АСИ А.С. Никитин должен утвердить состав рабочей группы по реализации мероприятий Дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования».

Руководитель рабочей группы, президент ЗАО «Объединенные консультанты «ФДП» В.А. Гладков поприветствовал участников мероприятия, поблагодарил представителей ФНС России за оказанную поддержку и попросил подвести первые итоги применения нового порядка досудебного урегулирования налоговых споров.

Д.М. Казанский указал, что определенной статистики применения нового порядка обжалования актов налоговых органов, а также действий и бездействий их должностных лиц, пока нет, в связи с тем, что поправки в Налоговый кодекс РФ вступили в силу лишь с 1 января т.г. При этом статистика за 2013 год, по его словам, показала, что в налоговые органы поступило порядка 44 900 жалоб, что на 9,5% меньше, чем в 2012 году, из них около 33% были удовлетворены. Д.М. Казанский также отметил, что по итогам 2013 года было удовлетворено около 74% жалоб налоговых органов о доначислении налогов и сборов. В то же время он отметил рост жалоб на действия и бездействия должностных лиц налоговых органов, которых стало больше на 16%.

Особый интерес участников мероприятия вызвал вопрос проведения повторной камеральной и выездной налоговой проверки при подаче уточненной налоговой декларации за прошедшие налоговые периоды, а именно сроков назначения, периода и порядка проведения таких мероприятий налогового контроля.

Д.М. Казанский указал, что данные вопросы налоговым законодательством не урегулированы, но особенно отметил, что в случае если налогоплательщиком была уменьшена сумма налогового обязательства, то у налогового органа появляется справедливое право на проверку законности такого уменьшения.

Руководитель дирекции трансфертного ценообразования ОАО «Интер РАО» О.В. Козлова представила концепцию института предварительного налогового регулирования конкретных сделок, указав, что подобная практика уже применяется во многих станах. Концепция предварительного налогового предписания, по ее словам, предполагает предварительное администрирование конкретной сделки или группы сделок, совершаемых крупнейшими налогоплательщиками, что в дальнейшем исключает возможность применение иных мероприятий налогового контроля по ним.

Ю.А. Крохина предложила распространить данный механизм налогового администрирования на всех субъектов налогообложения, однако указала, что при обсуждении данного вопроса в Совете Федерации представители среднего бизнеса выступали противниками введения данного института.

Директор Департамента налогового администрирования ОАО «МТС» Д.А. Корнев предложил обсудить не столько представленный законопроект, сколько саму концепцию введения института предварительного налогового соглашения. Он также предложил использовать ТПП РФ в качестве одной из площадок для обсуждения данной концепции, поскольку экспертное сообщество в крайней степени заинтересовано в формировании консолидированной позиции бизнеса и государственных органов по данному вопросу. Такая инициатива была поддержана большинством участников заседания.

Многими участниками мероприятия было предложено заострить внимание на формулировках при формировании итоговой законодательной инициативы, а также более подробно изучить вопрос о критериях, позволяющих применять институт предварительного налогового согласования. Ряд членов Рабочей группы высказали опасение, что введение данного института вызовет необходимость увеличения аппарата ФНС России, что без сомнения повлечет дополнительную финансовую нагрузку на бюджет, в связи с чем может возникнуть необходимость введения государственной пошлины.

Представитель Минфина России Р.А. Саакян отметил актуальность представленной проблемы, но при этом указал, что рассмотрение конкретного законопроекта пока преждевременно, поскольку сначала необходимо выработать саму концепцию предварительного налогового согласования и такая задача уже стоит в плане министерства до сентября 2014 года. Он также отметил, что данная инициатива вытекает из дорожной карты АСИ «Совершенствование налогового администрирования» и будет обсуждаться в рамках реализации указанного документа.

А.В. Долгобородов представил обзор резонансного дела по вопросу неприменения организациями правил раздельного учета по НДС.

Представители ОАО «НК «Роснефть» Э.С. Гдзданкер и Д.Н. Суругин как непосредственные участники обсуждаемого судебного процесса, прокомментировали ситуацию и выразили опасения в связи с неоднозначным толкованием нормы п.4 ст.170 НК РФ.

Д.М. Казанский и Т.В. Завьялова указали, что в отношении сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым только для неподлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, не подлежат применению правила, установленные абзацем 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. Данные суммы в соответствии с положениями п. 2 ст. 170 НК РФ подлежат учету в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) и относятся на расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций.

Главный эксперт департамента трансфертного ценообразования «ЕВРАЗ» А.В. Гоголевский представил проект федерального закона, направленный на предоставление возможности возмещения НДС для крупнейших налогоплательщиков без оформления банковской гарантии, а также предоставляющий налогоплательщику право возмещать НДС ежемесячно.

По данному вопросу представители Минфина России и ФНС России высказали консолидированную позицию об отсутствии целесообразности внесения таких изменений в действующее налоговое законодательство, поскольку это приведет к увеличению трудозатрат налоговых органов и усложнит процедуру возмещения НДС. Р.А. Саакян отметил, что совершенствование порядка возмещения НДС также предусмотрено положениями дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования».

По итогам заседания был утвержден новый состав Рабочей группы, а также принято решение по доработке концепции предварительного налогового согласования.

Юридический департамент