23.06.2022

В ТПП РФ проанализировали актуальные проблемы защиты прав предпринимателей при соблюдении налогового законодательства

23 июня состоялось заседание Комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. Основным вопросом стало обсуждение проблемных вопросов защиты прав предпринимателей при соблюдении налогового законодательства. Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова, открывая заседание, акцентировала внимание на необходимости изучения причин неоднозначного толкования понятий «дробление бизнеса» и «взаимозависимость» со стороны налоговых органов, с одной стороны, и самих предпринимателей, в том числе ведущих семейный бизнес, с другой. Это особенно актуально в текущей экономической ситуации. Она предложила выработать механизм  решения этой сложной комплексной задачи, с учетом усилий по законодательному утверждению понятия «семейное предпринимательство». Александр Соколов, председатель Комитета ТПП РФ по МСП, напомнил о поручениях Президента РФ в отношении радикального сокращения проверок малого бизнеса, высказанные на ПМЭФ-2022. В заседании Комитета принял участие Константин Новосёлов, заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, по мнению которого налоговые службы проводят серьезную аналитическую работу, прежде чем осуществить доначисление налогов по схеме «дробления» бизнеса. Задача в настоящий момент – выработать общие универсальные подходы в этом вопросе. В ходе заседания состоялась дискуссия, члены Комитета высказали свои позиции и предложения. Виталий Медко, управляющий партнёр ООО «Юридическая фирма «Медко Групп», выступил с основным докладом и обозначил проблемные вопросы, связанные с понятиями «дробление бизнеса» и «взаимозависимость»,  а также привел интересные экспертные данные по результатам анализа более 500 арбитражных дел. Татьяна Демина, генеральный директор ООО «Секретория», председатель Комитета ТПП Оренбургской области по антикоррупционной политике и поддержке МСП, рассказала о практике выстраивания взаимоотношений с ФНС России предпринимательским сообществом. В ее выступлении прозвучал тезис о том, что реальное разделение по технологическому и организационному признаку – это фактор развития бизнеса, а не уход от уплаты налогов. Николай Мирошниченко, учредитель ООО «Е.МИ»», акцентировал внимание на необходимости принятия закона о семейном предпринимательстве, в котором необходимо предусмотреть защитные механизмы от давления на бизнес со стороны налоговых органов. И принять этот закон нужно как можно быстрее, учитывая трудности сегодняшнего состояния малого и среднего бизнеса. Татьяна Климова, руководитель юридической практики «Law buro», консультант по налогообложению торгового бренда «Триумфальная Арка», рассказала о конкретных «кейсах» из судебной практики семейных предпринимателей г. Тулы и необходимых изменениях в действующее  законодательство. Также в обсуждении приняли участие Дмитрий Кумунджиев, заместитель председателя Ульяновской ТПП; Наталья Баркова, ведущий юристконсульт ООО «НПЦ ПромТех»; Наталья Даровских, налоговый консультант, совладелец консалтинговой компании «БизнесПраво», член правового комитета ТПП г. Набережные Челны Республики Татарстан (ВКС); Евгений Турищев, управляющий партнер ГК «С-Лига», член Кузбасской ТПП; Светлана Куклина, генеральный директор ООО «Вятский торговый Дом», член Правления Вятской ТПП. Предложения участников заседания войдут в резолюцию, которая будет направлена в Федеральную налоговую службу, профильные министерства и ведомства. Департамент развития предпринимательства, А. Руденко
08.06.2022

Эксперты ТПП РФ обсудили вопросы налогообложения при производстве и торговле ювелирными изделиями из драгоценных металлов

8 июня 2022 года состоялось заседание Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням. Мероприятие проводилось в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», отменившим налог на добавленную стоимость на покупку слитков драгоценных металлов для физических лиц и прекращающим с 1 января 2023 года применение упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере производства и торговли ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов. С приветственным словом к участникам заседания обратился вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко, который сообщил о том, что в Торгово-промышленную палату Российской Федерации поступило значительное количество обращений ювелиров – индивидуальных предпринимателей по поводу возможных негативных последствий для субъектов МСП в ювелирной отрасли, к которым, по мнению авторов данных обращений, могут привести принятые изменения. Предприниматели просят Палату оказать содействие в отмене уже принятого закона и сохранении специальных налоговых режимов для малого ювелирного бизнеса. Вместе с тем, очевидно, что только что принятый закон сразу не будет отменён. Закон прошел все необходимые процедуры, подписан Президентом страны и вступил в действие. Соответственно, необходимо сосредоточиться на анализе практики применения и по итогам подготовить, в случае необходимости, аргументированные и проработанные предложения. При этом важно исходить из приоритета сохранения потенциала ювелирной отрасли, рабочих мест для людей, занятых в сфере производства и торговли ювелирными изделиями. Вице-президент ТПП РФ поблагодарил представителей федеральных органов власти за участие в мероприятии, готовность к диалогу и обсуждению в конструктивном ключе предложений бизнеса и выразил убеждённость в том, что всестороннее рассмотрение возможных последствий обсуждаемого закона для отрасли драгоценных металлов, оценка социальных результатов его применения позволят снять существующие разногласия и найти компромиссное решение, отвечающего интересам государства, бизнеса и потребителей. Открывая дискуссию, председатель Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням Михаил Дягилев напомнил о том, что принятый закон – это результат большой многолетней работы, и основной целью его является предоставление физическим лицам возможности приобретения «физического» золота. Вопрос об отмене НДС при продаже слитков физическим лицам возник после исключения в 2004 году из перечня валютных ценностей золота и других драгоценных металлов, которые фактически перешли в разряд товаров. После кризисов 2008 и 2014 годов вопрос использования драгоценных металлов населением в качестве средства сбережений и инвестиций альтернативного иностранной валюте, становился все более актуальным. Однако в российском законодательстве не существовало ни понятия «инвестиционные драгоценные металлы», ни льготного налогообложения для них. При этом во многих европейских и азиатских странах продажи инвестиционных слитков драгоценных металлов были освобождены от НДС и такие продажи измерялись десятками тонн. Принятый закон приносит положительные результаты уже сейчас. По осторожным прогнозам экспертов только до конца этого года физическими лицами может быть приобретено более 20 тонн драгоценных металлов в слитках. В то же время необходимо отметить, что принятый закон изменяет ситуацию в малом ювелирном бизнесе. Также Михаил Дягилев обратил внимание участников мероприятия на то, что и до принятия закона и после были как противники применения специальных налоговых режимов в ювелирной отрасли, так и сторонники их применения, аргументы их известны. Задача Комитета – по итогам обсуждения всех мнений сформулировать предложения, которые помогут органам власти принять лучшее, сбалансированное решение. Председатель Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России», президент Ювелирной компании «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» Флун Гумеров подробно изложил участникам мероприятия свое видение ситуации и мер, необходимых для поддержки малых ювелирных предприятий, более комфортного перехода к новой системе налогообложения. Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин в своём выступлении подчеркнул, что одновременно с запретом возможности применения специальных налоговых режимов ювелирная отрасль подвергается и иным дестабилизирующим финансовое положение участников рынка факторам. В их числе: запрет на применение налогового режима ЕНВД и (отрасль длительное время адаптировалась к изменившемуся режиму налогообложения); внедрение ГИИС ДМДК (с 1 марта 2023 года вводится самый сложный и затратный для бизнеса этап нанесения маркировки непосредственно на ювелирные изделия); санкционное давление на Российскую Федерацию, серьезно затронувшее ювелирную сферу как в части усиления проблем экспорта изделий, так и в части возникновения проблем с поставками необходимых для производства расходных материалов, комплектующих и оборудования; экономические проблемы всех отраслей Российской Федерации, вызвавшие естественное падение спроса на ювелирные изделия. При ликвидации упрощенной системы налогообложения (УСН) порядка 17000 субъектов малого ювелирного бизнеса России ожидают увеличение цен на новую продукцию; увеличение налоговой нагрузки (по оценкам экспертов, в 2 раза); усложнение и удорожание стоимости ведения бухгалтерского учёта; общее снижение маржинальности и инвестиционной привлекательности ювелирной отрасли и сокращение точек розничной реализации ювелирных изделий, ряд других дополнительных финансовых и административных обязанностей, существенно усложняющих ведение предпринимательской деятельности. Наибольший рост издержек ожидает производителей ювелирных изделий из серебра, так как у них добавленная стоимость значительно превышает стоимость сырья. С целью поиска выхода из сложившейся ситуации, было проведено голосование среди участников рынка, входящих в Ассоциацию «Гильдия ювелиров России», итоги которого показали, что большинство считает самым приемлемым изменение принципа налогового регулирования - замена НДС как вида налога на налог с продаж. Налог с продаж – это понятный, прозрачный, легко администрируемый и, в отличие от НДС, не допускающий возможности незаконного возмещения налог. Однако реализация данного решения невозможна в отдельно взятой сфере ДМДК, поэтому данная налоговая реформа подразумевает внесение изменений во всех отраслях экономики. Обсуждение новых реалий и путей решения возможных проблем малого ювелирного бизнеса, связанных с отменой специальных налоговых режимов (СНР), продолжили генеральный директор ООО «ЮвелирГолд», индивидуальный предприниматель Илья Бырдин; генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров Урала», владелец ювелирного дома CHAMOVSKIKH Александр Чамовских; президент Союза «Национальное объединение ломбардов» Андрей Жирных; представитель Ювелирного Дома «Эстет» Андрей Падерин; заместитель председателя правления Ассоциации ювелиров Евразийского экономического союза Вадим Серов; индивидуальный предприниматель Вера Содикова; генеральный директор ООО «Солнечный свет» (ювелирная сеть SUNLIGHT) Анна Сергеева; ; генеральный директор ЗАО «Александрит» Сергей Рыбаков; представитель ювелирной компании AGRA Агаси Мелконян; коммерческий директор Белгородского ювелирного завода «КАРАТ» Диана Денисова; президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов; генеральный директор ювелирной сети ADAMAS Игорь Данилов. Участники дискуссии акцентировали внимание на том, что отмена СНР и переход на общую систему налогообложения – это защитная мера для рынка, призванная не допустить использования в производстве ювелирных изделий инвестиционных слитков, приобретенных физическими лицами без уплаты НДС. Малый и крупный бизнес не должны противопоставляться друг другу, а быть партнерами. Принятые решения адекватны сегодняшнему времени, призваны обеспечить всем участникам рынка равные условия и способствуют, в том числе, дедолларизации экономики страны. Вместе с тем приводились аргументы о том, что специальные налоговые режимы для малого бизнеса вводились с целью его развития и компенсации административных затрат при ведении бизнеса, а также для упрощения ведения учета и отчетности. Отмена специальных налоговых режимов без предоставления альтернативных мер будет иметь катастрофические последствия, принесет значительные потери малому и микро-бизнесу и может привести к увеличению серого и черного рынков и к потерям рабочих мест. Предлагалось восстановление специальных налоговых режимов для производства и торговли ювелирными изделиями с одновременным введением запрета на применение для организаций, ведущих деятельность по скупке драгоценных металлов; перенос введения запрета на применение спецрежимов в ювелирной отрасли на 2024 или 2025 год; создание альтернативной системы налогообложения для малого бизнеса; рассмотрение применения автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН); выделение группы предприятий, занимающихся производством несерийных изделий, художественных ценностей с целью адресной поддержки данной категории. Заместители руководителя Федеральной пробирной палаты Дмитрий Замышляев и Дмитрий Богодист, начальник отдела НДС Управления налогообложения юридических лиц ФНС России Сергей Семенов и заместитель начальника отдела развития промышленности развития промышленности редких, редкоземельных, драгоценных металлов и драгоценных камней Департамента металлургии и металлов Минпромторга России Салават Урманцев выразили точку зрения органов государственной власти, которая заключается в том, что принятие закона должно исключить схемы, когда действовавшие для ювелирной отрасли специальные налоговые режимы приводили к преднамеренному дроблению крупных производителей на мелкие компании в целях ухода от уплаты налогов. Государство заинтересовано в том, чтобы все участники рынка работали в равных налоговых условиях, исключающих возможность возникновения противоправных схем, недобросовестной конкуренции. Представители регуляторов прокомментировали выступления специалистов и экспертов отрасли, обосновали невозможность реализации ряда прозвучавших предложений, в то же время предложили перспективные, на их взгляд, направления, существующие уже сейчас механизмы с налоговыми преференциями, позволяющие отрасли работать в одном налоговом режиме. По итогам заседания резолюция с обобщёнными предложениями отраслевого предпринимательства будет направлена в адрес профильных федеральных органов исполнительной власти. Департамент по работе с объединениями предпринимателей, О.Герасимова
23.11.2021

В ТПП РФ обсудили основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России на ближайшие три года

23 ноября 2021 г. в Конгресс-центре ТПП РФ состоялось заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России на тему: «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России на ближайшие три года и их влияние на развитие промышленности и конкурентоспособность экономики России», модераторами которого выступили вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин и председатель Совета, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин. Мероприятие прошло в смешанном формате с участием представителей органов государственной власти, предпринимательского, научного и экспертного сообщества. Открывая заседание, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин напомнил об активном взаимодействии системы ТПП по направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики с государственными органами власти всех уровней. Он остановился на инициативах ТПП РФ по вопросу регулирования неналоговых платежей, более активного внедрения меры повышения инвестиционной активности в форме инвестиционного налогового вычета, необходимости перенастройки банковского сектора с целью создания системы инвестиционных банков, ключевой целью которых было бы финансирование промышленных проектов. В части реализации таможенно-тарифной политики у предпринимателей еще остаются вопросы, касающиеся поддержки и повышения конкурентоспособности национальных производителей, реализации мероприятий, сдерживающих ценовые колебания на регулируемую продукцию. Выступление председателя Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константина Бабкина было посвящено оценке ключевых моментов «Основных направлений» определяющих экономическую политику, в частности, преодоления сырьевой зависимости, необходимости создания приоритетных условий для обрабатывающих секторов экономики, развития сельского хозяйства. Также в его выступлении было указано на наличие определенных противоречий в документе с национальными целями развития, связанных с базовыми подходами к бюджетной политике, использованию средств Фонда национального благосостояния исключительно на цели финансирования инфраструктурных проектов на возвратной основе и только для проектов, обладающих высокой коммерческой привлекательностью для инвесторов, что оставляет за рамками финансирования все стратегически значимые направления инвестиций с длительными сроками самоокупаемости. С оценкой инициатив Правительства РФ по поддержке ряда отраслей промышленности выступил председатель Комитета ГД по промышленности и торговле Владимир Гутенёв, одновременно напомнив, что сегодня в рамках пленарного заседания будет рассмотрен во втором чтении проект федерального бюджета на 2022-2024 годы, а также поправки в бюджеты внебюджетных фондов. Отдельное внимание, по мнению Владимира Гутенёва, следует уделять качеству исполнения бюджета, а в направлении стимулирования инвестиционной деятельности таким инструментам как специальный инвестиционный контракт (СПИК) и соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Председателем комитета ГД было предложено более активное взаимодействие на экспертном уровне с ТПП РФ с привлечением представителей Палаты к работе в экспертных советах при профильных комитетах Думы. Своим мнением относительно изложенных в «Основных направлениях» подходах к реализации целей и задач бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022-2024 гг. поделилась член Комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, одновременно приведя примеры существующих противоречий в рамках проводимой экономической политики при субсидировании отдельных отраслей промышленности (производство электронной компонентной базы, сельхозмашиностроение).    Сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», председатель Экспертного совета Фонда развития промышленности Антон Данилов-Данильян высказался на тему стратегии достижения национальных целей развития, с учетом предлагаемых Минфином России механизмов и мер поддержки в рамках декларируемой налоговой политики, мер стимулирования инвестиционной деятельности как для экономики в целом, так и для отдельных ее отраслей. В обсуждении вопросов повестки заседания активное участие приняли представители регионального и отраслевого предпринимательского сообщества: президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин, генеральный директор ООО «М.К. Асептика» (Московская область) Ольга Пелехатая, директор по развитию компании ВНИТЭП (Дубна, Московская область) Алексей Коруков, председатель правления Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза Дмитрий Кудлай, коммерческий директор ООО «Фригогласс Евразия» (Орловская область) Андрей Ревков, генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов. С экспертной оценкой по обсуждаемым вопросам выступили: председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, член Совета Владимир Гамза, руководитель направления «Аграрная экономика» Института исследований и экспертизы ВЭБа Лидия Илюшина, член Совета - заместитель министра промышленности и энергетики - начальник управления промышленности Ростовской области Андрей Атаманцев. В ходе дискуссии участниками были представлены многочисленные предложения, в том числе, относительно целесообразности более точного определения понятия кадастровой стоимости объекта недвижимости, задействованного в хозяйственном обороте, оценки действий Минпромторга России по развитию внутреннего спроса на продукцию станкостроения, наделения ТПП РФ правом выдачи сертификата отечественного производителя в рамках Постановления Правительства РФ №719, доработки законопроекта по внесению изменений в ч.2 Налогового кодекса РФ в части увеличения тарифов и пошлин для предприятий фармацевтической отрасли, поддержки трансфера медицинских технологий как в РФ, так и за рубеж с возможным закреплением данного вопроса в повестку работы межправительственных комиссий. Подводя итоги заседания Дмитрий Курочкин отметил, что все высказанные предложения будут учтены при доработке решения Совета с целью дальнейшего направления в Минфин России и другие профильные ведомства. Департамент проектной и инвестиционной деятельности, С.Звягин