Настоящее и будущее санаторно-курортного турпродукта обсудили на заседании Комитета ТПП РФ

21 ноября 2018 г. в Сочи в рамках III Всероссийского конгресса туроператоров и турагентов состоялось выездное расширенное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма.

Члены Комитета, эксперты, представители туристического бизнеса Краснодарского края, Республики Крым и других регионов обсудили вопросы развития санаторно-курортной сферы, проблемы, существующие в отрасли, и пути их решения.

Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин считает, что в России есть все возможности для реализации санаторно-курортных услуг: наличие базы, невысокая стоимость услуг, расположение санаториев на курортах и др. Необходимо повышать потребительский спрос на качественные лечебно-оздоровительные и спа услуги, семейный отдых с детьми, расширять спектр предлагаемых услуг, формировать трансграничные и интегрированные турпродукты. Важно также разделять туристические потоки между санаториями и отелями.

По мнению председателя Комитета, факторами успешного развития курортно-туристских территорий являются эффективная система государственного регулирования, развитая транспортная инфраструктура и доступность объектов, наличие квалифицированных кадров.

Сейчас санаторно-курортная сфера активно развивается, но сложности есть и здесь, подчеркнул начальник управления курортов и рекреационных ресурсов администрации г. Сочи Сергей Доморат. Он напомнил, что Сочи изначально начал развивать туризм именно как здравница. Для загрузки здравниц в межсезонье в городе и сейчас действует ряд маркетинговых программ: «Открытый Юг», «За здоровьем-в Сочи», «Южная здравница».  Для популяризации санаторно-курортного турпродукта проводятся презентации санаторно-курортных возможностей Сочи в других регионах страны.

Новые форматы оздоровительного отдыха презентовала директор ООО «Ривьера – Сочи», член Комитета ТПП г.Сочи по предпринимательству в сфере туризма Бэлла Тарасова. Она акцентировала внимание на том, чтобы оздоровительный и санаторно-курортный турпродукт в рамках концепции здорового образа жизни востребован и в современных реалиях, его просто необходимо красиво «упаковать».

Директор московского представительства Boston Consulting Group Николай Яковлев рассказал о трендах в медицинском и велнес-туризме (путешествия с целью укрепления здоровья) на примере Москвы.

Такой туризм оказывает значимое влияние на экономику города: создаются новые рабочие места, вовлекаются многие смежные предприятия. Это позволяет создавать правильный имидж центра мировых технологий. Москва обладает рядом преимуществ: конкурентоспособной стоимостью лечения, высоким качеством медицинских услуг и др. Эти же преимущества могут развивать и другие регионы страны.

Важно также перенимать опыт стран-лидеров в развитии медицинского туризма. В частности, упрощенный визовый режим является одним из важных инструментов привлечения медицинских туристов, отметил он в своём выступлении.

Член Общественного совета при Ростуризме, генеральный директор санаторно-курортного комплекса «Знание» Дмитрий Богданов считает, что такие ключевые проблемы, как: недостаток просветительской работы, низкий уровень управленческих компетенций в сфере санкура (санаторно-курортное лечение), низкий уровень доверия между владельцами и управляющими внутри сферы, управленческая неразбериха в плане госрегулирования санаторно-курортной сферы и др., мешают «взрывному» росту отрасли.

О стратегии и механизмах развития  регионального рынка санаторно-курортных и оздоровительных услуг рассказала профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе факультета туристского бизнеса Сочинского государственного университета Галина Брюханова.

Спа-центры в этом году показали 9,9% прироста годовой выручки. При этом людей все больше привлекают короткие программы. В среднем турист тратит на 53% больше, когда приезжает с целью оздоровления. Согласно европейским данным, внутренние туристы тратят на 178% больше среднего. Косвенный эффект для экономики переоценить трудно: профилактика – всегда дешевле и эффективнее, чем лечение запущенных заболеваний, подчеркнула она.

Также участие в мероприятии принял руководитель центра развития туризма Республики Башкортостан при Государственном комитете Республики Башкортостан по предпринимательству в сфере туризма Роман Шайхутдинов, который поделился опытом развития туризма в регионе, в том числе, медицинского.

На заседании также рассматривался вопрос о включении в состав комитета новых членов.

По итогам заседания будут подготовлены методические рекомендации по развитию санаторно-курортного турпродукта.

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, О.Савенко