Эксперты обсудили проблемы импортозамещения запасных частей для автомобилей зарубежного производства

30 июня в Торгово-промышленной палате Российской федерации состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию и Союза автосервисов на тему «Участие ремонтно-восстановительных предприятий автосервисной отрасли в импортозамещении компонентов и агрегатов автомобилей иностранных марок».

В заседании приняли участие председатель Комитета Виталий Ефимов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев, председатель правления Союза автосервисов Александр Пахомов, вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев, вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев, представители авторемонтных организаций и торгово-промышленных палат.

Открыла заседание заместитель председателя Комитета Алла Сологубова, которая отметила актуальность обсуждаемых вопросов.

Модератором заседания выступил Александр Пахомов.

Во вступительном слове Виталий Ефимов подчеркнул, что в условиях беспрецедентного давления на нашу экономику перед органами власти, представителями бизнеса и научно-экспертным сообществом стоит важнейшая задача поддержания отечественного грузового автомобильного парка в рабочем состоянии. Для решения этой стратегической задачи необходимо обратиться к практическому опыту и техническим возможностям предприятий авторемонтной сферы.

В Российской Федерации насчитывается около 1 млн автобусов, более 6,5 млн грузовых автомобилей, десятки тысяч единиц автодорожной техники. В настоящее время не полностью создана промышленная база для производства расходных запасных частей в необходимых количествах и номенклатуре для безопасной эксплуатации транспортных средств в условиях санкций.

Если в ближайшее время не принять меры по развитию промышленных мощностей по производству запасных частей и агрегатов для эксплуатируемых транспортных средств, под угрозой окажутся перевозки пассажиров общественным транспортом, грузов на всей территории страны и в международном сообщении, что приведет к негативным последствиям для экономики и социальной сферы государства.

Далее Виталий Ефимов проинформировал участников заседания о запланированной на 12 июля 2022 года всероссийской конференции, на которой будут обсуждаться вопросы параллельного импорта и импортозамещения запасных частей для транспортных средств обеспечивающих пассажирские, грузовые автомобильные и авиационные перевозки, дорожно-строительной техники.

В своем выступлении Валерий Васильев подчеркнул важность создания новых транспортно-логистических связей с новыми, а главное надежными экономическими партнерами. Целесообразно выработать понятные для экспортеров и импортеров механизмы и правила переориентации движения грузов.

Первостепенной задачей государства является обеспечение внутреннего рынка необходимой продукцией, возобновление поставок комплектующих для отечественной промышленности, в том числе автопрома. Дефицит комплектующих уже привел к остановке ряда предприятий, а также к проблемам в работе автосервисов и повышению стоимости технического обслуживания автомобилей. Решить эту проблему мог бы параллельный импорт, а также обеспечение транспортной отрасли восстановленными деталями и агрегатами.

16 июня на полях Петербургского международного экономического форума Президент России Владимир Путин провел встречу с представителями бизнеса, на которой обсуждались вопросы развития автомобильной промышленности России. Президент предложил в текущих условиях формировать меры поддержки отрасли, опираясь на мнения руководителей компаний автомобильного кластера. Он прямо назвал центры технического обслуживания автомобилей в числе предприятий, которым необходима государственная помощь и поддержка.

С презентацией по вопросу «Участие предприятий восстановления автомобильных компонентов в системе импортозамещения» выступил Александр Пахомов. Он проинформировал участников заседания о состоянии авторемонтной отрасли. По мнению экспертного сообщества, главная проблема отрасли состоит в том, что до недавнего времени государство не видело отрасль. Автосервисы находились в тени дилерских центров, а ремонтно-восстановительные производства в тени заводов-производителей автомобилей. В результате 95% запасных частей для технического обслуживания автомобилей и их ремонта ввозились из-за границы. Годовой оборот запчастей составлял более 1 трлн рублей в ценах 2019 года. При этом средний возраст грузовых автомобилей в России - более 22 лет.

В условиях отказа недружественных стран поставлять автомобильные комплектующие, быстрым и малозатратным способом поддержания работоспособности автомобильного транспорта является восстановительное производство. Для решения этой задачи есть хороший потенциал в виде предприятий, восстанавливающих изношенные и поврежденные компоненты, и возвращающих их в оборот с прежними потребительскими свойствами.

Подводя итог своего выступления, Александр Пахомов предложил включить в число приоритетных направлений развития автомобильного кластера страны предприятия восстановительного ремонта компонентов и агрегатов автомобиля.  Первым шагом в этом направлении должно стать присвоение таким предприятиям отдельного кода ОКВЭД.

С презентацией по вопросу «Мировой опыт циркуляторной экономики в автомобильном бизнесе» выступил генеральный директор ООО «Рейканен» Дмитрий Ладикайнен. В своем выступлении он рассказал, какие автозапчасти подлежат восстановлению. Разная степень износа компонентов транспортного средства позволяет вторично использовать мало изнашиваемые детали, такие как корпуса, валы. Далее он остановился на преимуществах восстановительного производства перед промышленным производством, в числе которых значительная экономия энергии и материальных ресурсов, сохранение экологии. Затем он проинформировал участников заседания о том, как система восстановления функционирует в зарубежных странах и о перспективах развития ремонтно-восстановительной отрасли в России.

Подытоживая свое выступление, Дмитрий Ладикайнен высказал ряд конструктивных предложений в адрес Минпромторга России. В частности, он предложил включить предприятия по восстановлению агрегатов и компонентов автотранспортных средств в число участников программы утилизации автомобилей с субсидированием их деятельности из утилизационного фонда.

Минпромторгу России, как разработчику технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», рекомендуется ввести термин «промышленное восстановление автомобильных компонентов», которое обозначало бы деятельность по производству товарной продукции для свободной продажи на рынке, а также определить содержание маркировки восстановленных компонентов и законодательно исключить возможность претензий правообладателей по сохранению оригинальных товарных знаков, кодов восстанавливаемых компонентов. Сейчас такие претензии присутствуют.

С презентацией по вопросу «Актуальность раскрытия информации производителями автомобилей в целях производства работ по восстановлению автокомпонентов» выступил генеральный директор объединения «Механика» Дмитрий Даньшов. В частности, он отметил, что одним из важнейших вопросов является недоступность технической информации производителя транспортных средств. Для эффективного управления технической информацией необходимо создать национального оператора технической информации. Дмитрий Даньшов пояснил, что понимается под технической информацией и привел примеры ее успешного использования для развития ремонтно-восстановительной отрасли за рубежом. В заключение он сделал ряд выводов. Во-первых, раскрытие, систематизация и доступность технической информации – необходимые условия импортозамещения, обеспечения качественного ремонта и безопасной эксплуатации транспортных средств. Во-вторых, необходимое условие – подготовка специалистов и сохранение отечественной инженерной школы.

Далее по вопросу «Производство субкомпонентов для восстановления агрегатов» выступил генеральный директор ООО «Гидравлика» Юрий Валько который поддержал выступление Александра Пахомова и отметил, что предприятия ремонтно-восстановительной сферы объективно являются участниками циркуляторной экономики и системы утилизации транспортных средств, и что для формального признания этой сферы самостоятельной отраслью экономики ей необходимо присвоить отдельный ОКВЭД.

Высказанные по итогам заседания предложения по развитию ремонтно-восстановительной отрасли будут вынесены на обсуждение в ходе проведения всероссийской конференции «Импортозамещение и параллельный импорт в отрасли автомобильного транспорта», которая состоится 12 июля 2022 г. в ТПП РФ.

         Департамент по работе с объединениями предпринимателей, А.Борищенко