Предсъездовская дискуссия «О системных мерах поддержки пассажирских перевозок»

5 февраля 2021 года в рамках предсъездовских дискуссий состоялось совместное расширенное заседание Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию и Союза транспортников России на тему: «Пассажирский транспорт как интегрирующая основа для успешного роста экономики и развития социальной сферы страны» под председательством Виталия Ефимова, руководителя Комитета, члена Комитета ГД по транспорту и строительству. В работе дискуссионной площадки приняли участие свыше 80 экспертов, в том числе представители из 18 торгово-промышленных палат.

Виталий Ефимов проинформировал участников мероприятия о прошедшем съезде Союза транспортников России и проблемных вопросах, поставленных перед Правительством РФ по поддержке и динамичному развитию транспортного комплекса.

Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин отметил, что в рамках выполнения Общенационального плана действий одним из важнейших направлений совместной деятельности предпринимательского сообщества и органов государственной власти является разработка системы мер поддержки автомобильных пассажирских перевозок в сельской местности. Не менее важным направлением такого сотрудничества остается и развитие внутреннего водного транспорта, что подтверждается разработкой концепции нового национального проекта «Внутренний водный транспорт».

О состоянии автомобильных пассажирских перевозок и предлагаемых мерах поддержки выступил президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов. Он обратил внимание участников на одну из проблем, негативно влияющую на развитие муниципального и регионального пассажирского автотранспорта: проблему трактовки местными органами власти федеральных законов, регулирующих деятельность автомобильного транспорта, и издание на их основе местных нормативных актов. Как показывает практика, зачастую местные законодательные акты значительно усложняют хозяйственную деятельность автопредприятий.

Президент Ассоциации «Желдорразвитие» Александр Кисько рассказал о системных механизмах поддержки пригородных пассажирских железнодорожных перевозок. В частности, по мнению экспертов Ассоциации, одним из таких механизмов может стать предоставление пассажирским железнодорожным компаниям пригородного и дальнего сообщения государственной поддержки в форме субсидий из федерального бюджета для финансирования затрат на уплату лизинговых платежей за железнодорожный подвижной состав по договорам, заключенным до 31 декабря 2020 года.

О проблеме пассажирских перевозок внутренним водным транспортом выступил президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев. В частности, он отметил, что с 2005 года отменено субсидирование перевозок пассажиров речным транспортом из федерального бюджета, дотирование из бюджетов субъектов Федерации внутригородских и пригородных перевозок пассажиров не компенсирует расходы судоходных компаний и они становятся убыточными. Решением сложившейся ситуации могло быть возобновление субсидирования перевозок пассажиров внутренним водным транспортом на межрегиональных и на социально значимых маршрутах в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях из Федерального бюджета в размере 1,5 млрд рублей, а также внесение изменения в статью 164 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающее установление ставки НДС в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров речным транспортом на этих маршрутах.

С презентацией о преодолении кризиса в отрасли воздушных перевозок выступил  директор Департамента инвестиционного анализа ЗАО «Группа компаний S7» Владимир Ким. Одной из действенных мер поддержки воздушного транспорта могло бы стать предложение снизить в рамках пункта 21 статьи 200 Налогового кодекса РФ  с 48300 до 40000 руб. за тонну авиационного керосина базовый уровень демпфера, установленный на 2019 г., с последующей индексацией демпфера в 2020-2024 гг. на официальный уровень инфляции Росстата.

С вопросом дорожная сеть и пассажирские перевозки в рамках реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» выступил генеральный директор Ассоциации РАДОР Игорь Старыгин, который остановился на проблемах получения предприятиями дорожной отрасли банковских гарантий, при их участии в госзакупках.

По проблемам организации рынка пассажирских перевозок легковым такси выступил председатель Комитета по транспорту ТПП Ульяновской области Михаил Фролов, который проинформировал участников мероприятия о проводимой работе по цифровизации отрасли такси. Также он предложил создать при Комитете ТПП РФ по транспорту и экспедированию подкомитет по пассажирским перевозкам легковым такси. Председатель Комитета Виталий Ефимов поддержал указанную инициативу, но предложил сначала создать рабочую группу и посмотреть на результаты ее работы.

В дискуссиях по повестке заседания выступили заместитель председателя Комитета по транспорту и экспедированию Омской ТПП, генеральный директор ГК «Автодор» Александр Бакалов, заместитель председателя Комитета по транспорту, дорожной инфраструктуры и логистики ТПП Республики Саха (Якутия) Александр Мярин, советник генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Петр Павлюк, генеральный директор ПАО «Приморавтотранс» Вячеслав Мартыненко.

Предложения резолюции заседания по формированию системы поддержки пассажирских перевозок будут использованы при подготовке итоговых документов VIII Съезда ТПП РФ.

Департамент по работе с объединениями предпринимателей, А.Борищенко