«Рост цен неизбежен». Россиян предупредили о последствиях маркировки консервов и кормов

Правительство расширит перечень товаров с обязательной цифровой маркировкой. На портале нормативных правовых актов анонсировали ввод маркировки для крепкого алкоголя, консервов из мяса, рыбы, овощей и фруктов, а также кормов для животных. Также с 1 сентября 2022 года начнётся обязательная маркировка пива. О том, как это повлияет на российский рынок, «Секрету фирмы» рассказал председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов.

К 2024 году в России планируют создать единую систему маркировки товаров. Так в Минпромторге хотят ликвидировать теневой оборот продукции. Маркировка уже обязательна для лекарств, молочной продукции, табака, парфюмерии, меховых изделий, обуви и ряда других товаров. С сентября 2022 года начнут маркировать пиво, а недавно начался эксперимент по маркировке БАД и антисептиков.

С 1 апреля 2022 года в России начнётся эксперимент по маркировке рыбных, а с 1 мая – всех прочих консервов. Одновременно планируют ввести маркировку кормов для домашних животных. С 1 июня начнут маркировать вина и крепкий алкоголь. 31 августа завершится эксперимент по маркировке пива, и система может заработать в обязательном порядке.

По мнению эксперта Торгово-промышленной палаты РФ Александра Борисова, больших проблем из-за ввода маркировки не предвидится: у перечисленных товаров производство поставлено на конвейер. Как показывает опыт других отраслей, технические вопросы маркировки можно легко решить – при условии дополнительных материальных затрат.

«Непросто всё с алкоголем – маркировка будет вызывать некоторое недоумение и противодействие участников рынка, так как они и без того находятся под жёстким контролем Росалкогольрегулирования, включая систему ЕГАИС. Здесь речь скорее должна идти об объединении всех действующих систем в одну и снятия дополнительного обременения с бизнеса», - пояснил «Секрету» Борисов.

Оценить масштабы роста цен сейчас довольно трудно, так как у каждого сегмента рынка свои сложности, уверен эксперт. Это и скорость работы конвейера, и конфигурация самих форматов упаковки. Необходимо решить, каким образом внедрить маркировку — типографским или путём включения её в дизайн упаковки. Это сложная техническая работа, и она потребует дополнительных затрат как от операторов, так и от бизнеса.

«Рост цен неизбежен. Значительная часть всего оборудования, что потребуется для внедрения этой системы цифровой маркировки, в России не производится. Сами понимаете, курсовые колебания и затраты на закупку техники бизнес не может никаким путём компенсировать, кроме как повышением цен. Понятно, что и покупка самих средств идентификации будет включаться в цену. Для каждого сегмента рынка стоимость внедрения будет разная, но она никогда не ограничивается той, что указана в предварительных расчётах», - отметил Борисов.

Оператор системы маркировки «Честный знак» заявил, что маркировка молочной продукции не оказывает негативного влияния на цены. По подсчётам специалистов Высшей школы экономики, стоимость маркируемой продукции растёт медленнее, чем та, которая продаётся без специальных штрихкодов.

Ранее «Секрет» писал, что из-за сбоев в системе маркировки, которая с лета 2020 года является обязательной, в аптеки и медицинские учреждения своевременно не попали около 40 млн упаковок сотен различных препаратов, в том числе жизненно важных. Фармкомпании не смогли вовремя растаможить машины на границах, а дистрибьюторы столкнулись со сбоями при отгрузках.

Источник: secretmag.ru