Прогноз развития отрасли легкой промышленности: с пасмурно до ясно
07.09.2022

В рамках 12-й ведущей отраслевой выставки «Интерткань-2022.Осень» состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности на тему: «Прогнозы развития отрасли».

Открыл заседание председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром) Андрей Разбродин. С первых слов он обозначил главную проблему – отсутствие системы, стратегии развития отрасли и рассказал, что Союзлегпром разработал такую стратегию, программу развития с конкретными «шагами». Совместно с представителями Государственной Думы РФ идет серьезная работа по представлению этой стратегии на государственном уровне, ведь реализация такой программы невозможна без поддержки государства. Важной составляющей частью этой программы является возрождение, углубление кооперационных связей с дружественными странами: Узбекистан, Киргизия, Белоруссия. «Сегодня мы, в среднем, закупаем 80% рынка легпрома и наша задача отстоять наш рынок у экспортеров, увеличить долю собственной продукции», - сказал А. Разбродин.

Член Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Плякин совершенно солидарен с А. Разбродиным, в том, что требуется комплексная программа развития отрасли.

О налаживании кооперационных связей и межгосударственном взаимодействии рассказал заместитель директора Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Дмитрий Тугушев, приведя в пример два проекта хлопковых кластеров в Узбекистане. Представитель Минпромторга подробно остановился на мерах поддержки легпрома, осуществляемых Министерством. Он рассказал и о поддержке инвестиционного развития (субсидирование на оборудование, «Промышленная ипотека», субсидирование части кредитов) и об «оборотной поддержке» (льготные кредиты, займы на пополнение оборотных средств).

Директор Департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга России Дмитрий Колобов высказал позицию, что ко всяким налоговым преференциям нужно подходить с осторожностью. Например, пониженный НДС на детские товары, к сожалению, только поддерживает импорт таких товаров. Дмитрий Колобов подчеркнул важность правильного брендирования продукции, поиск новых путей, инструментов  рекламы, ведь у нас есть замечательный тренд «Покупайте российское» и эти нужно пользоваться. «Нельзя рассчитывать только на льготы и субсидии, выдавать стимул к развитию сегодня нужно новыми инструментами», - считает Д. Колобов.

«Пора переходить от выживания к развитию», - так начал свое выступление вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, - «иногда необходимы неожиданные, а в чем-то даже парадоксальные действия и решения». Он отметил проблемы предприятий отрасли (критическая зависимость от импорта оборудования и комплектующих, удорожание импортных материалов, высокий износ оборудования в отрасли, низкая доступность кредитных ресурсов, дефицит кадров), обозначил ряд перспективных направлений: применение текстиля в космических технологиях, производство нетканых материалов, имеющих серьезную инновационную составляющую и соответственно требующих значительных инвестиций. Большую часть своего выступления Д. Курочкин посвятил  раскрытию механизмов привлечения «длинных и дешевых» финансовых ресурсов в отрасль.

Директор по сопровождению ВЭД и таможенному администрированию АО «РЭЦ» Ирина Каширина, руководитель направлений Легкая промышленность и Оборудование Департамента корпоративного бизнеса АО «Сбербанк Лизинг» Дмитрий Калинин,  руководитель отдела по работе с имуществом ГК «Альфа-лизинг» Кирилл Осипов представили целый набор мер поддержки, признавая, что сегодня для развития отрасли необходимы длинные дешевые кредиты.

Соучредитель и генеральный директор FCG, член совета директоров АФК групп, сертифицированный консультант Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) по вопросам развития проектов в модной индустрии РФ, член комитета индустрии моды Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности  Анна Лебсак-Клейманс  рассказала, как изменился тип консалтинга для предприятий легпрома: появились локальные инвестиции, много проектов из Узбекистана, Казахстана, появилось большое количество локальных марок.

Подводя итоги заседания Андрей Разбродин отметил, что меры поддержки, которые есть на сегодня, не системны, они разрознены, ими хорошо пользоваться точечно, а для глобального результата необходима разработанная до мелочей стратегия развития отрасли, создание условий для притока инвестиций.

 

Департамент по работе

с объединениями предпринимателей, И. Савенкова