В ТПП РФ рассмотрели проблемы доступности торговых сетей для российских производителей домашнего текстиля и других товаров легпрома

Доступность торговых сетей для российских производителей домашнего текстиля и других товаров легпрома, ориентация первых на расширение ассортимента этой продукции, уточнение критериев для предоставления преференций отечественным товаропроизводителям – эти и ряд других вопросов обсудили участники на прошедшем в Торгово-промышленной палате Российской Федерации совместном заседании «Российский домашний текстиль в торговых сетях. Проблемы и перспективы». Обсуждение состоялось в рамках подготовки предстоящего в конце августа 2017 года правительственного совещания с участием Президента России Владимира Путина по вопросам развития отечественной легкой промышленности.

Союзлегпрому поручено подготовить для рассмотрения конкретные предложения, в том числе по данной проблематике.

Как отметил в своем выступлении председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, президент Союзлегпрома, член Общественной палаты Российской Федерации Андрей Разбродин, «цепочка производителей легкой промышленности и ритейла должна быть единой, взаимоувязанной и опираться на совместное комплексное развитие. Тем временем, Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности – первый из профильных союзов непродовольственных отраслей - подписал с сетями «Кодекс добросовестных практик», нацеленный на решение упомянутых задач».

Однако, по мнению Андрея Разбродина, в плане развития партнерства сетей с отечественными товаропроизводителями, «сохраняются существенные диспропорции в сфере торговых преференций для продовольственных и непродовольственных товаров – подчеркну, в пользу первых. Это обусловлено, прежде всего, действием в РФ эмбарго в отношении продовольствия из стран Запада и, параллельно, стимулированием со стороны государства продовольственного импортозамещения. Но эти диспропорции тормозят насыщение сетей товарами российского легпрома».

Более активное, причем прямое, взаимодействие предприятий и сетей – в поле зрения Общественной палаты РФ. По этой проблематике в рамках ОП РФ уже функционирует «горячая линия». Этими вопросами озадачена и вновь образованная Комиссия Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, заместителем председателя которой является Андрей Разбродин.

Ирина Иванова, заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, легпрома и легализации оборота продукции Минпромторга России в своем выступлении отметила возрастающее влияние фактора перепроизводства многих видов продукции легкой промышленности. Это, оставаясь общемировой тенденцией, характерно и для сектора домашнего текстиля. А в такой ситуации «растет конкуренция за потребителя, причем приоритетными конкурентными факторами становятся вопросы ценообразования и условия поставок продукции». При этом Ирина Иванова подчеркнула всё более важную роль Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в продвижении российской текстильной продукции широкого ассортимента, отметив быстрорастущую долю российского домашнего текстиля в торговых сетях: ныне она достигает минимум 60%.

Между тем, по мнению Ирины Ивановой и других участников совещания, пока не преодолён информационный вакуум во взаимоотношениях отечественных производителей и ритейла. Этот фактор существенно затрудняет расширение сетевого ассортимента практически всех товаров российского легпрома. Что, в свою очередь, диссонирует с поручением Путина В.В. об увеличении в сетях доли отечественной продукции.

Применительно же к конкретной подотрасли, - для формирования реальной информбазы по отечественному домашнему текстилю, «под эгидой Минпромторга РФ – уточнила Ирина Иванова, - в субъектах Федерации недавно был проведен опрос с целью уточнения информации по предприятиям данного профиля. Эта информация позволяет создать полноценный реестр предприятий данной подотрасли».

Заместитель директора АКОРТ Владимир Ионкин отметил настроенность ритейла на конструктивный диалог с производителями. В то же время, по оценке Владимира Ионкина, «именно покупатель диктует спрос и, стало быть, предложение. Потому не всё в ассортиментном «наполнении» сетей зависит непосредственно от них». Но одновременно проявляется тенденция «заурегулированности» этих вопросов, что проистекает из недавних поправок в федеральный закон «О торговле», усиливающих госрегулирование в сфере ритейла. Эти тренды могут негативно сказываться на товарной конкуренции, сужая её масштабы». Тому же косвенно может способствовать «предстоящее очередное реформирование контрольно-надзорной системы на потребительском рынке».

Борис Юдин, глава Комиссии Союзлегпрома по применению Кодекса добросовестных практик, гендиректор ООО «Торговый Дом ДАРГЕЗ» в своем выступлении заострил внимание на правовых и экономических вопросах продвижения отечественной продукции. По его оценке, «сетевая торговля, в сравнении с легпромом, – впереди по темпам развития и диверсификации. Такая диспропорция негативно сказывается и в сфере товарного импортозамещения».

Кроме того, возникает немало проблем и в юридическом секторе взаимоотношений ритейла и с товаропроизводителями. Много «расплывчатости, отсутствия конкретики» с определением Кода поставщика, с условиями договоров по поставкам. Вдобавок формулировки статей этих договоров можно «трактовать в любых вариантах», причем, в большинстве своём, - «в пользу ритейла». По мнению Бориса Юдина, «целесообразно проработать типовой договор с типовыми условиями сотрудничества продуцентов с сетями».

Анна Богаделина, гендиректор ОАО «Шуйские ситцы» (Ивановская область), глава комитета Союзлегпрома по домашнему текстилю, высказала свою оценку вышеупомянутых вопросов. В целом они совпадали с мнениями представителей компаний отрасли, участвовавших в совещании.

Анна Богаделина подчеркнула, что для успешного продвижения в сети товаров российского легпрома «требуется, прежде всего, максимальное соответствии цены и качества. А сетям целесообразно формировать подробные технические задания для поставщиков домашнего текстиля и других продуктов отрасли. В этой связи, требуется радикально улучшить информационное взаимодействие производителей с ритейлом. Актуальным остаётся также усиление ответственности производителей и поставщиков перед сетями, особенно по качественным параметрам продукции, отраженным в соответствующих договорах».

Возникает вопрос объективной лабораторной оценки качества продукции, однако «подавляющее большинство таких лабораторий имеется в дальнем зарубежье», точнее в странах-экспортерах текстильной продукции в РФ. Но, «с учетом географии этих лабораторий, - всегда ли объективны проводимые ими исследования?»

Подводя итоги обсуждения, Андрей Разбродин обратил внимание и на такой фактор, как формирование подробных обзоров развития отрасли в России и за рубежом. Нередко эти обзоры, тиражируемые в стране, «скалькированы» с зарубежных и потому «слабо приспособлены к информационно-аналитическим запросам российских производителей, поставщиков, ритейлеров, да и потребителей товаров легпрома». Отраслевые/межотраслевые обзоры должны быть адаптированы к российской аудитории, как и к особенностям внутреннего текстильного рынка. Эта работа «должна быть комплексной, системной». К ней, как отметили Андрей Разбродин и другие участники совещания, нужно подключить ТПП РФ и Общественную палату.

Отметил глава Союзлегпрома и проблематику договоров с ритейлом. «Если обратиться к примеру Западной Европы, - уточнил Андрей Разбродин, - там объем типовых договоров - максимум 3 страницы. Но в них предельно чётко прописаны конкретные производители, поставщики, условия по ценам, качеству, графику поставок продукции. Условия эти не подлежат каким-либо корректировкам без веских форс-мажорных причин, а несоблюдение договорных условий влечёт за собой сверхжесткие штрафные и другие санкции». Что же касается уровня импортозамещения на внутриотраслевом рынке, то, по мнению Андрея Разбродина, оптимальным можно считать, как показывает практика многих стран, уровень примерно в 35%. Причем эта планка «не может быть статичной, с учетом трендов спроса-предложения и реальных возможностей по импортозамещению в текстильном ассортименте».

По итогам совещания участниками выдвинуто предложение провести следующее обсуждение вопросов взаимодействия отрасли с ритейлом на площадке и с активным участием Минпромторга России.

   Комитет ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности

СПРАВКА 

Объем рынка основной продукции в ассортименте домашнего текстиля - постельного белья в России в 2016 году сократился на 3,7% по сравнению с 2015 годом. В июне 2017 года член Союзлегпрома - Агентство «Анитэкс» - завершило актуализацию маркетингового исследования российского рынка постельного белья по итогам 2016 года. В минувшем году объем рынка КПБ в России уменьшился на 3,7% в натуральном выражении за счет сокращения импорта и составил 91,2 тыс. тонн. В 2015 году снижение составило 43,8% по сравнению с 2014 годом.

Такая тенденция объясняется сохраняющейся на рынке неблагоприятной экономической ситуацией и ухудшением покупательской способности населения. В последние два года меняется соотношение ценовых сегментов: растет сегмент эконом за счет уменьшения средне- и высокоценового. Тем не менее, производство КПБ, впервые за последние 3 года, выросло. Доля импорта в структуре потребления постельного белья в 2016 г. экспертами Агентства «Анитэкс» оценивается в 16,3%, тогда как в 2014 году каждый второй комплект был иностранного производства. Основными поставщиками постельного белья в Россию остаются Китай (с большим отрывом от других стран), Беларусь, Пакистан, Бангладеш и Индия. По сравнению с 2015 годом поставки из Китая сократились в 1,6 раза, из Пакистана и Бангладеш – в 1,2, из Турции – в 12,2. В то время как импорт из Белоруссии вырос в 3,5 раза. Выдержки из исследования: Объем неучтенного производства постельного белья в России в 2,1 раза превышает официальный выпуск.

«Зеркальное сопоставление» внешнеторговых данных, проводимое «Анитэкс» в течение ряда лет, показало: объемы импорта по данным китайской статистики превосходят объемы, учтенные ФТС России: в 2012-2016 гг. это расхождение составило два и более раз! В натуральном выражении наибольшая разница отмечена в 2014 году: свыше 37 тыс. тонн.

За рубеж направляется не только отечественная продукция, но и произведенная в других странах и ранее ввезенная в Россию. То есть, фактически – это реэкспорт. В целом, экспорт не оказывает существенного влияния на баланс рынка. При этом отечественный рынок постельного белья находится в состоянии насыщения, о чем говорит наличие существенных объемов переходящих остатков на конец каждого календарного года.