Создание СРО в рекламной отрасли – единственно верный путь выстраивания отношений друг с другом и государством, считают эксперты ТПП РФ

Становление саморегулируемой организации (СРО) в рекламной отрасли стало ключевой темой заседания Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы, состоявшегося в Торгово-промышленной палате РФ.

Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова отметила, что отраслевые предприятия должны начинать объединяться в структуры, которые помогут им отстаивать общие интересы. Создание СРО – единственно верный и грамотный путь с точки зрения выстраивания отношений друг с другом. Не менее важное направление – выстраивание отношений с государством. Таким образом, СРО и профессионалы отрасли смогут стать серьезным игроком, определяющим развитие рынка и отрасли, выстраивание отношений с государством, отстаивание интересов бизнеса. Предприятиям отрасли нужно научиться договариваться между собой и последовательно выстраивать конструкцию СРО, поскольку внешние вызовы будут гораздо серьезнее этих внутренних задач.

По словам заместителя руководителя ФАС России Андрея Кашеварова, проект саморегулирования в рекламной отрасли уже обрел определенные формы, но пока не достиг даже начала пути. Как показывает международный опыт, большую часть дел по нарушениям рекламного законодательства рассматривают СРО. «Мы также видим нашу задачу в смещении акцента с государственного регулирования на саморегулирование», - отметил Андрей Кашеваров. Случаи недобросовестной конкуренции при продвижении хозсубъектами товаров и услуг часто встречаются в рекламе. При этом, если в антимонопольном законодательстве есть институт предупреждения, которым ФАС России достаточно успешно пользуется, то в рекламном законодательстве такая опция отсутствует. Таким образом, СРО воплотит в себе и эту функцию, оперативно отражая и реагируя на ситуацию на рынке.

Саморегулирование рекламной отрасли планируется распространить на весь закон о рекламе. Государственный орган не будет дублировать и повторять действия СРО. Заявления по обжалованию таких решений планируется сразу направлять в суд. При этом судебная практика ФАС составляет менее 0,5 % проигранных дел в сфере. Процедура вступления в СРО должна будет носить недискриминационный характер, а участники рынка должны будут иметь возможность вступать в него на любом этапе существования органа. Предполагается, что вступить в СРО смогут как целые объединения и ассоциации, так и индивидуальные члены, а принимаемые решения должны быть комиссионные (комиссии должны будут формироваться в широком составе). Андрей Кашеваров отметил, что сама индустрия должна определиться по всем направлениям работы и консолидировано двигаться дальше. ФАС поддержит любое решение рынка.

Партнер Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Елена Трусова и старший юрист Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Ирина Шурмина поделились с участниками заседания лучшими практиками и международным опытом СРО в рекламе.

Руководитель юридического управления «Газпром-Медиа» Марианна Иванова рассказала о внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях».

Председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы Сергей Пискарев сообщил, что в рамках формирования саморегулируемой организации представители рекламной отрасли и члены Комитета должны ознакомиться с русифицированным кодексом о СРО в рекламе. Актуальным является вопрос развития филиалов в других регионах на основе опыта Ассоциации маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» и формирование федерального СРО в рекламе.

Андрей Кашеваров отметил, что представителям отрасли необходимо подумать над конфигурацией федерального СРО в рекламе, а также пригласил членов Комитета 22 октября 2019 года принять участие в круглом столе «Актуальные вопросы саморегулирования рекламной отрасли России», который пройдет в рамках выставки «Реклама» в «Экспоцентре» 21-24 октября 2019 г.

Член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы, председатель правления Ассоциация маркетинговой индустрии «РЕКЛАМНЫЙ СОВЕТ» Сергей Пилатов выступил с докладом о статусе саморегулируемой организации АМИ «Рекламный Совет» и пилотном опыте организации по рассмотрению обращений и жалоб от потребителей и государственных органов.

Пилотный проект саморегулирования в сфере рекламы был запущен в 2017 году и его итоги будут подведены 22 октября 2019 года на круглом столе «Актуальные вопросы саморегулирования рекламной отрасли России». Был создан комитет по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, который с апреля по июль 2019 года рассмотрел 14 обращений.

Сергей Пилатов заявил, что Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (АМИ «РС») в рамках пилотного проекта СРО успешно отработала открытие филиала СРО в Нижнем Новгороде. Он также отметил, что отработана структура СРО, система взаимодействия с государственными и общественными объединениями, заключение соглашений и их реализация.

Участники заседания отметили необходимость провести верификацию русифицированного кодекса СРО в рекламе как основного документа (стандарта) для отрасли.

Андрей Кашеваров анонсировал проведение в Петербурге Всемирного рекламного конгресса 20-21 мая 2020 года и пригласил всех принять в нем участие.

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы, А. Степанов