ТПП РФ: представители коммуникационной индустрии обсудили перспективы развития рынка после окончания пандемии

14 мая в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось онлайн-заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы по обсуждению законодательных и нормотворческих инициатив, направленных на совершенствование регулирования коммуникационной индустрии.

Модератором заседания выступил председатель Комитета Сергей Пискарев. Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова в своем выступлении ознакомила участников заседания с результатами I и II этапов специального опроса ТПП РФ «БИЗНЕС-БАРОМЕТР СТРАНЫ». Согласно которым 54% опрошенных предпринимателей отметили, что их бизнес стоит уже несколько недель, 33 % – ситуация стала еще хуже, под меры поддержки государства они не попадают. Более 60% предпринимателей стараются сохранить сотрудников, 6% – передумали увольнять, услышав о субсидиях на заработную плату для предприятий из пострадавших отраслей. Также более 50% опрошенных не смогли воспользоваться кредитно-финансовой поддержкой, так как их компании не попали в перечень пострадавших отраслей. Также, Елена Дыбова рекомендовала всем предприятиям из пострадавших отраслей воспользоваться специальной кредитной программой поддержки занятости под льготную ставку 2% годовых. «Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы одним из первых приступил к разработке предложений по выходу отрасли из кризиса в связи с пандемией коронавируса. Сейчас у нас есть уникальная возможность выстроить новую экономическую модель, которая позволит бизнесу развиваться и быть в меньшей степени подверженным кризисам», - отметила вице-президент.

Сергей Пискарев в своем выступлении отметил, что совокупные потери отрасли из-за сложившейся ситуации по предварительным расчетам составят более 300 млрд рублей, в рекламной отрасли заняты сотни тысяч человек, при этом сокращение прибыли в некоторых сегментах достигает 90%. От имени ТПП РФ в адрес Правительства Российской Федерации и Государственную Думу ФС РФ направлены предложения о признании рекламной отрасли пострадавшей, что позволит компаниям отрасли рассчитывать на получение государственной поддержки. «Их кризиса нужно выходить, создавать новые программы развития, искать дополнительные «окна возможностей». В связи с этим мы выступаем за либерализацию законодательства, снятие ограничений по отдельным категориям. Задача Комитета сейчас – это детально проработать закон о рекламе и определить, что сдерживает развитие отрасли, при этом предусмотреть к какому ущербу либерализация может привести», - сказал председатель Комитета.

Виталий Расницын, президент Российской академии общественных связей (РАОС), отметил, что именно сейчас всем представителям коммуникационной индустрии, а это рекламная отрасль, СМИ, PR, GR, маркетинговые коммуникации и другие, необходимо объединить усилия, выносить на обсуждение общие вопросы и проблемы и решать их совместно.

Лариса Фортуна, президент Российской ассоциации маркетинговых услуг (РАМУ), в своем выступлении отметила, что оборот маркетинговой индустрии по результатам 2019 года составил 121 млрд рублей. Общее количество занятых сотрудников в индустрии – 500 тысяч человек, включая полевой персонал, фрилансеров и проектных сотрудников. Сфера маркетинговых услуг не может перевести все сервисы в онлайн формат, это, в принципе, недостижимо, офлайн является нашей доминирующей специализацией. В связи с этим необходимо внесение кода ОКВЭД 73.11 в список наиболее пострадавших отраслей в период пандемии и необходимость принятия дополнительных мер поддержки рекламной отрасли.

Анна Луканина, президент Ассоциации брендинговых компаний России, обратила внимание участников заседания на то, что ассоциации, составляющие коммуникационную индустрию, являются родственными. «Например, брендинг выделяется как полноценная индустрия. При этом у нас нет собственного идентификатора, понятного государству. Мы выбираем из ранее созданных кодов деятельности и «примеряем» на себя наиболее подходящий. Дефиниция нашей деятельности – это одна их ключевых проблем. В связи с этим предлагаю пересмотреть систему ОКВЭД в нашей индустрии», - отметила она. Данное предложение было поддержано членами Комитета и принято в работу.

Елена Решетова, вице-президент АКАР, в своем выступлении коснулась темы либерализации нормативно-правового регулирования в области наружной рекламы. Требуется единый подход на федеральном уровне путем принятия единого нормативно-правового акта относительно обнуления платежей в муниципальные бюджеты на существенно длительный период. Для наружной рекламы представляется важным снятие ограничений на рекламу некоторых категорий товаров и услуг путем внесения изменений в ФЗ «О рекламе».

Алексей Ковылов, первый вице-президент АКАР, акцентировал внимание участников заседания на необходимость не забывать о важности создания СРО в рекламной отрасли, так как саморегулирование – это другая сторона либерализации рынка.

Подводя итоги заседания, Сергей Пискарев призвал членов Комитета активнее включиться в проработку озвученных предложений для направления единой позиции в ТПП РФ.

Департамент развития предпринимательства, Ю.Шишкина