Вице-президент ТПП РФ Дыбова заявила о важности поддержки региональных банков для доступа МСП

Региональные банки, способные оперативно реагировать на потребности предприятий малого и среднего бизнеса, нуждаются в комплексной поддержке. Об этом ФБА "Экономика сегодня" заявила вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова по итогам заседания рабочей группы при Банке России по финансированию малого и среднего предпринимательства под руководством главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной.

Затрагивая тему повышения доступности финансирования для малых и средних предприятий, Елена Дыбова отметила, что сегодня этот сектор бизнеса сталкивается с серьезными структурными вызовами. Заниматься предпринимательством часто становится невыгодно: высокая налоговая и административная нагрузка, перетекание кадров в самозанятые, изменение структуры рынков и их сокращение. Поэтому цифровые сервисы, которые предлагает сегодня малому бизнесу Банк России (система быстрых платежей для юридических лиц, платформа «Знай своего клиента»), востребованы, бесплатны и реально помогают работать. 

Сложным и не до конца отрегулированным вопросом остается процесс удаленной идентификации банками своих клиентов из сектора МСП. В целях расширения возможностей открытия расчетных счетов и обслуживания малых компаний из различных регионов, в том числе с помощью использования данных биометрии, необходимо определить единый удостоверяющий орган – центр идентификации. Им может стать Федеральная налоговая служба, поскольку регистрация любого бизнеса происходит именно там. Расширение возможности удаленной идентификации клиентов должно стать отправной точкой дальнейшего развития цифровых банковских сервисов и технологий.

Отдельного внимания в повышении доступности финансирования для малого бизнеса заслуживают региональные банки, в том числе банки с базовой лицензией, находящиеся непосредственно ближе всего к субъектам МСП на региональном уровне. Такие банки крайне важны для микробизнеса, они детально понимают его специфику и имеют возможность максимально быстро реагировать на его потребности, поэтому необходимо предусмотреть для таких банков специальную комплексную программу поддержки. Цель такой программы в том, чтобы региональные банки могли иметь возможность выгодно отличаться в этом сегменте обслуживания малого бизнеса от крупных банков.

«Технологические возможности крупных банков с серьезными цифровыми сервисами опережают возможности региональных банков. Но при работе с малым бизнесом крупные банки «не видят лиц», а видят данные и цифры о субъектах, и микробизнес не получает той возможности в работе напрямую с региональным банком как надежным партнером в его развитии» - считает Елена Дыбова.