Рациональное применение национального режима в закупочной деятельности позволяет развиваться отечественной промышленности

Состоялось заседание Совета ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности корпораций и компаний с государственным участием, посвященное обсуждению существующих проблем применения национального режима в государственных и корпоративных закупках с учетом действующего законодательства, а также вопросам формирования предложений по реформированию и унификации нормативно-правовой базы.

Модераторами заседания выступили Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Андрей Васильев, председатель Совета ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности корпораций и компаний с государственным участием.

Открывая заседание, Елена Дыбова обратила внимание на неугасающий интерес бизнес-сообщества к освоению новых рынков сбыта. Поэтому важно механизм по предоставлению преференций отечественным производителям доводить до совершенствования, тем самым давая реальную возможность эффективно развиваться и плодотворно работать с заказчиками.

Во вступительном слове Андрей Васильев напомнил участникам заседания о том, что с 30 апреля 2020 года вступили в силу два Постановления Правительства - № 616 и № 617. Постановление № 616 описывает новые правила запрета зарубежных товаров. В перечень вошли товары из ранее действующих актов о запрете на допуск. Постановление № 617 ограничивает допуск зарубежной продукции и включает товары из документов, которые утратили силу. За полгода действия постановлений уже сложилась практика применения национального режима, и был выявлен ряд проблем, которые тормозят достижение ожидаемого результата.

Заместитель директора Департамента методологии и организации закупок-начальник отдела методологии и ценообразования Госкорпорации «Росатом» Наталья Дорошенко озвучила проблемы, связанные с применением Постановления № 925, которое предусматривает предоставление приоритета продукции российского происхождения. В соответствии с пунктом 8 Постановления № 925 товары с территорий стран – участниц ВТО могут предлагаться в закупках по Закону № 223-ФЗ на равных с российскими товарами, поэтому преференции российской продукции не предоставляются, т.к. должны быть обеспечены равные условия участникам закупок из РФ, ВТО и ЕАЭС (более 160 стран). Практика применения антимонопольными и судебными органами по указанной норме в части предоставления приоритета достаточно противоречива.

Участники дискуссии, которые являются крупнейшими заказчиками в рамках 223-ФЗ полностью поддержали озвученную проблематику.

Директор Департамента закупочной деятельности ПАО «Российские сети» Юрий Зафесов добавил, что крайне необходимо дать определение применительно к законодательству о закупках отдельных видов юридических лиц что такое «российская продукция», кто такой «российский производитель».

Генеральный директор АО «ТЭК-ТОРГ» Дмитрий Сытин обратил внимание на проблематику применения национального режима в государственных и муниципальных закупках. Одной из проблем в рамках 44-ФЗ очень сложная система нормативных актов - 9 подзаконных нормативных актов, определяющие запрет, ограничения и условия допуска. В ряде случаев эти нормативные акты не корреспондируются между собой. Не совсем понятно как один и тот же товар может происходить из разных государств, в зависимости от того какой нормативный акт применяется.

Руководитель Департамента контрактной системы Кемеровской области Евгений Хлебунов отметил, что положениями Приказа Минфина от 04.06.2018  № 126н, при проведении электронного аукциона предусмотрен механизм снижения цены, в случае если победителем закупки представлен товар иностранного происхождения и имеется хотя бы одна заявка исключительно с товарами из государств-членов ЕАЭС.

На практике, зачастую, возникают ситуации, когда участник закупки, не имеющий цели заключения контракта принимает участие в закупке (например, компьютерной техники) и символически (на 0,5-1%) снижает цену при проведении аукциона указывая страну происхождения товара Российская Федерация. При этом, в данной закупке принимает участие несколько участников, предлагающих товары, страной происхождения которых является КНР.

В ходе анализа реестра радиоэлектронной продукции, ведение которого возложено на Минпромторг России, закупаемая продукция отсутствует. На основании данной информации можно с высокой долей вероятности предположить, что участник закупки, предложивший компьютерную технику со страной происхождения Российская Федерация, представил недостоверные сведение, однако, без должного подтверждения данной информации, аукционная (единая) комиссия не может принять решение об отказе в допуске указанного участника к аукциону и/или о признании его заявки несоответствующей требованиям документации об аукционе.

Заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Дмитрий Готовцев поддержал ряд предложений, озвученных участниками заседания. Но обратил внимание на то, что заказчики периодически путаются в терминологии национального режима, применяемого в рамках 223-ФЗ. Законодательством допускается возможность осуществления закупки ТРУ только у ответственных производителей в случае проведения неконкурентной закупки. Но слово «неконкурентной» не подразумевает возможность осуществления закупки только у единственного поставщика. Это означает, что в неконкурентной закупке может принимать участие только отечественный производитель. Заказчики в положениях о проведении закупок вправе сами определять нормы закупок у отечественных и иностранных производителей.

Представитель Минфина России подчеркнул, что готов рассматривать создание единого законодательного акта, который регулирует применение национального режима в рамках 223-ФЗ, но могут возникнуть сложности, связанные отсутствием возможности у государства вмешиваться и диктовать условия проведения коммерческих закупок, в том числе закупок, осуществляемых в рамках 223-ФЗ.

Первая попытка унификации нормативно-правовой базы в рамках 44-ФЗ уже предпринята путем объединения нескольких постановлений в Постановления Правительства №№ 616 и 617.

Минфин России согласился с доводами участников встречи о том, что важно установить единый порядок подтверждения страны происхождения.

Также Дмитрий Готовцев подчеркнул, что Приказа Минфина № 126н не применяется отдельно от постановления, которым установлено ограничение. То есть, сначала устанавливается ограничение в допуске иностранного товара и только в том случае, если заявка с иностранным товаром не была отклонена, начинают применяться нормы Приказа.

Позицию ФАС России в части рассмотрения дел, связанных с применением национального режима в закупках озвучил заместитель начальника управления контроля размещения госзаказа ФАС России Роман Семенов. Представитель ФАС России отметил ряд сложностей, связанных с практикой применения национального режима. Часто рассматриваются дела, связанные с неприменением необходимых законодательных актов, либо, наоборот, с их применением без необходимости. Не исключена вероятность, что это связано с нехваткой точных формулировок в действующих НПА. Встречаются ситуации, когда заказчики умышленно стараются обойти нормы законодательства для закупки конкретных товаров, но наработанная практика успешно выявляет и пресекает осуществление таких закупок. Роман Семенов призвал участников заседания сообщать в ФАС России о случаях вынесения решений региональными представительствами отличных от позиции центрального аппарата.

Подводя итоги заседания, Андрей Васильев отметил важность обсуждения существующих проблем бизнеса и предложений по их решению со всеми заинтересованными сторонами для подготовки со стороны ТПП России комплексного пакета предложений для внесения изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие нормы применение национального режима в государственных и корпоративных закупках. 

Департамент развития предпринимательства, А. Рыжков