ТПП РФ: Применение закупки у единственного поставщика в каждом случае должно быть обосновано

 Дмитрий Тортев, член Совета  ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности корпораций и компаний с государственным участием:

После введения санкций государство разрешило в ряде случаев не использовать сформированную экосистему закупок и дало возможность на федеральном и региональном уровнях заключать контракты у единственного поставщика. Следует отметить, что как только такая диспозиция применяется в контрактной системе, она точной копией воспроизводится в системе закупок госкомпаний.

Казалось бы, все это сделано для того, чтобы нивелировать воздействие санкций на бюджеты участников контрактной системы и госкомпаний. Однако по факту мы имеем постоянное снижение количества процедур, по итогам которых заключены контракты, непрозрачные закупки у единственного поставщика, уход оставшихся поставщиков с электронных площадок (зачем принимать участие, если контракт будет отдан «напрямую», без проведения конкурентных процедур), снижение среднего количества заявок на одну процедуру. Другими словами, открытый рынок не воспринимает такую «заботу» государства, а приводит к снижению деловой активности предпринимателей.

Вопрос контрактации с единственным поставщиком – на сегодня краеугольный камень закупочных процессов: на «прямые» контракты приходится чересчур весомый процент контрактации. Пожалуй, единственная законодательная инициатива, которая сейчас нужна контрактной системе и системе закупок госкомпаний – это постоянное снижение процента закупок, осуществляемых у единственного поставщика.

Основной проблемой для большинства заказчиков в случае проведения конкурентных закупок является необходимость соблюдения требований к описанию предмета закупки в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, связанных с ограничением указания на товар конкретного производителя. К примеру, в области поставки лекарственных средств этот вопрос стоит наиболее остро.

Для оптимизации затрат путем снижения цены, более широкого выбора товаров, работ, услуг, а также возможности провести закупку по торговому наименованию без эквивалента, заказчики прибегают к проведению неконкурентных закупок.

Таким образом, разработка и внесение в Положение о закупке неконкурентных способов закупок – это отражение реальных потребностей заказчиков при организации закупочной деятельности для нужд госкомпаний.

Вместе с тем, закупка у единственного поставщика не содержит ни принципов конкуренции, ни принципов состязательности и должна рассматриваться как исключительный способ.
Для нивелирования этой практики в 223-ФЗ требуется внести определение «единственного поставщика» – как это уже сделано в Законе о контрактной системе. Такое определение позволит четко определять, что такое контракт с единственным поставщиком, отграничить его от неконкурентных способов закупок, установить случаи его заключения и стоимостные пределы для использования этого способа закупки.

Применение закупки у единственного поставщика в каждом случае должно быть обоснованно, выбор такого способа закупки должен осуществляться в случае невозможности или нецелесообразности по объективным причинам применения иных способов определения поставщика. Ограничением конкуренции может быть признано осуществление закупки у единственного поставщика, если оно не обусловлено, например, экономическо-производственной необходимостью, а также отсутствует потребность в ее срочном проведении.

Источник: www.gosrf.ru