ТПП РФ: Пришло время уделить пристальное внимание закупкам в сфере здравоохранения

Проблема демпинга остается по-прежнему актуальной в сфере закупок. Отдельное направление, которое требует пристального внимания – закупки медицинских услуг. О ситуации в здравоохранении рассказала член Совета ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности корпораций и компаний с государственным участием Екатерина Чакина.

Проблема демпинга в государственных и корпоративных закупках широко известна и носит достаточно распространенный характер. Чаще всего она откровенно вредит всем сторонам закупочной деятельности: и поставщикам, лишающимся добросовестной конкуренции, и заказчикам, получающим по итогам закупки низкокачественные товары, работы, услуги. Антидемпинговые меры, в частности по 44-ФЗ, в корне проблему не решают, поскольку дополнительное финансовое обременение в виде обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, как правило, должного эффекта на регулярно демпингующие компании не оказывают. По причине отсутствия возможности провести полноценную и объективную экспертизу поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, заказчик зачастую вынужден принять данные товары, работы, услуги, лишь формально соответствующие условиям закупочной документации. При этом демпингующий поставщик получает исполненный государственный контракт, которым далее он может подтверждать свою добросовестность.

Исключением не стали и закупки медицинских услуг. Так, государство в целях охраны здоровья населения утвердило необходимость наблюдения за состоянием здоровья работников, выявления профессиональных заболеваний, заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу или ее прохождению, проверки состояния здоровья водителей для выявления признаков переутомления, симптомов заболеваний, отравления алкогольными или наркотическими веществами и т.д. Некачественное оказание таких услуг по результатам проведения закупок может иметь катастрофические последствия, поскольку основными целями здесь являются охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, безопасность на дорогах и многое другое. Очевидно, что проведение электронных аукционов на оказание медицинских услуг, где единственным критерием является предлагаемая участниками цена, а обязательные требования к участникам сводятся к наличию соответствующей лицензии, не может обеспечить заказчику качественного исполнения контракта.

Пришло время уделить отдельное пристальное внимание данному направлению закупок, поскольку здравоохранение – одна из важнейших составляющих полноценного функционирования государства. Как возможный вариант – создание условий, в которых демпинг при проведении закупок на оказание медицинских услуг окажется бессмысленным. Например, в соответствии с ч.7-8 ст.37 44ФЗ, если проводится конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технических работ, консультационных услуг заказчик вправе установить различные значения критериев оценки заявок с ценой снижения до 25% и свыше 25% от НМЦК. Если в такой закупке присутствует демпинг, то во втором случае, величина значимости ценового критерия устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

Подобное условие поможет учреждениям здравоохранения добросовестно конкурировать за право заключения государственного контракта, а заказчикам – получать качественно оказанные услуги и быть спокойными за здоровье своих работников.

Источник: kapital-rus.ru