ИНТЕРФАКС. Участники рынка закупок предлагают доработать правительственные меры его поддержки

Участники рынка госзакупок и закупок госкомпаний предлагают доработать механизмы поддержки этой сферы, утвержденные правительственным постановлением в середине октября. Это и другие инициативы были озвучены в ходе заседания совета ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности.

"Меры поддержки не охватывают, например, такое направление, как обеспечение заявок и исполнения контрактов, - сказала вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова в ходе заседания. - Это серьезные средства, которые бизнес должен привлекать в непростых условиях. Малому бизнесу и прежде было непросто получить кредит или банковские гарантии, а в текущей ситуации это стало еще сложнее".

По ее словам, у бизнеса в настоящее время нет понимания, что необходимо заказчикам, что требуется производить, в каких объемах. "Непонятно, под что (производство какой номенклатуры товаров - ИФ) получать целевые деньги, - добавила она. - Необходимо заставлять крупных заказчиков становиться инжиниринговыми компаниями, которые будут собирать вокруг себя производителей и поставщиков необходимых товаров, комплектующих, оборудования".

Кроме того, по мнению участников заседания, требует изучения вопрос закупок госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Так, по словам гендиректора электронной торговой площадки "ТЭК-Торг" Дмитрия Сытина, мероприятия по частичной мобилизации (призыв 300 тыс. человек) подходят к концу, однако негативный эффект от их проведения проявится в сфере закупок в ноябре-декабре. И особенно сильны риски, по его мнению, в сегменте закупок у субъектов МСП. Это выразится в росте числа несостоявшихся закупок, в уменьшении уровня конкуренции (числа заявок на одну закупку).

Он считает, что в такой ситуации госкомпаниям будет сложно выполнить требования по доле закупок у малого бизнеса (на закупки у субъектов МСП должно приходиться не менее 25% от совокупного годового объема закупок, по результатам закупок, в которых может принимать участие только малый бизнес - спецторгов - должны быть заключены договоры на сумму не менее 20% от СГОЗ - ИФ). В качестве решения этой проблемы Сытин предложил временно отказаться от проведения спецторгов. Тем более, что многие субъекты МСП успешно выигрывают в закупках, которые госкомпании проводят на общих основаниях.

Названные квоты на закупки у малого бизнеса в текущем году стали обязательными для всех субъектов 223-ФЗ (закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), а не только для крупнейших госкомпаний. Ряд экспертов рынка госзакупок считает, что большая часть "новых" госкомпаний не сможет выполнить эти квоты и в течение следующего года вынуждена будет проводить свои закупки в соответствии с более жестким законом "О контрактной системе" (44-ФЗ).

В свою очередь директор по закупкам ПАО "Ростелеком" Татьяна Карасева полагает, что по крайней мере у крупнейших госкомпаний трудностей с выполнением квот по закупкам у малого бизнеса нет.

"Торги отменять не надо - это песочница для малого бизнеса, - сказала Карасева. - Пока для нас эта проблема не актуальна".

Актуальной Карасева, например, считает проблему кадров. "Видим, что будут трудности - вырывают (в ходе частичной мобилизации - ИФ) людей из бизнеса", - сказала она.

Гендиректор АО КАМПО Сергей Балясников отметил, что подрядчики его предприятия (относится к ОПК и имеет для своих сотрудников "бронь") потеряли около 10% своих штатных сотрудников широкого круга специальностей. Кадровые потери могут быть и выше, если часть сотрудников компаний уехали за границу.

Впрочем, для предприятий ОПК кадровая проблема в период частичной мобилизации стоит менее остро, признал Балясников. Скорее наоборот, в такой ситуации работа по ГОЗ и отношение предприятия к ОПК является конкурентным преимуществом при подборе персонала, прежде всего, высококвалифицированного.

Доработка запущенного правительством механизма поддержки отрасли закупок прежде всего нужна в части возможности изменения существенных условий контрактов, считают участники мероприятия.

"Правительственное постановление не работает - необходимо проходить по всей цепочки до самого большого начальника, который своим письменным решением позволит заказчику изменить существенные условия", - сказал Балясников.

Дыбова пояснила, что проблема в том, что правительственное постановление не устанавливает закрытый перечень документов, необходимых для обоснования необходимости изменения условий контрактов.

"Минфин (разработчик документа) объяснил свой подход тем, что никакой закрытый перечень за практикой не успеет, и проблемы останутся, - сказала Дыбова. - Бизнес это предложение поддержал, но ситуация повернулась против него - раз нет закрытого перечня, то чиновники требуют все, поскольку над ними висит прокуратура".

То есть, по ее словам, заказчики опасаются без решения "сверху" совершать какие-либо действия, поскольку впоследствии правоохранительные органы могут инкриминировать им эти действия, как противозаконные. Возможного варианта решения этой проблемы участники заседания не предложили, но отметили необходимость изучения этого вопроса.

Источник: prozakupki.interfax.ru