Необходимость популяризации предпринимательского образования обсудили эксперты на заседании профильного комитета ТПП РФ

31 марта 2021 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию под председательством заместителя председателя Комитета, ректора АНО ДПО «МИМОП» Анны Палагиной.

В 2020 году Президент Российской Федерации В.В.Путин дал поручения, предписывающие обновить содержание Всероссийской олимпиады школьников, включив в нее межпредметные направления с опорой на опыт Олимпиады НТИ (Национальная технологическая инициатива) и конкурсы Сириуса «Большие вызовы».

Максим Фатеев, вице-президент ТПП РФ, в своем выступлении отметил необходимость популяризации предпринимательского образования среди учащихся образовательных учреждений и знакомства школьников с данным видом деятельности, так как это в значительной степени может повлиять на выбор будущей профессии учащихся, а в масштабах страны и на развитие предпринимательства в России.

Опытом проведения онлайн-олимпиады по предпринимательству среди учащихся общеобразовательных учреждений Орловской области поделилась Светлана Ковалёва, президент Союза «Орловская торгово-промышленная палата», предложив выйти с инициативой о включении представителей системы ТПП в рабочую группу, занимающуюся обновлением содержания Всероссийской Олимпиады школьников, с тем, чтобы направления предпринимательской деятельности и обучение основам предпринимательства, как запрос со стороны работодателей, нашли свое отражение в обновленной стратегии и в Перечне олимпиад школьников Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с последующими льготами при поступлении в вузы.

Леонид Шафиров, член Общественной палаты Российской Федерации, подчеркнул, что говоря о предпринимательстве как о возможной отдельной дисциплине, необходимо уделить внимание её содержательной стороне.

О взаимодействии Общественной палаты Российской Федерации и Торгово-промышленной палаты России с участием ассоциаций по вопросу развития территорий через образовательные проекты выступили члены Общественной палаты Ольга Голышенкова, затронувшая тему необходимости работы с молодыми специалистами с активным участием работодателей и системы ТПП и Леонид Шафиров, заявивший о необходимости возрождения института наставничества.

Максим Фатеев обратил внимание участников заседания на то, что тема развития территорий через образовательные проекты была поднята в Торгово-промышленной палате России в феврале 2019 года. Тогда была создана рабочая группа по развитию образования в малых городах России.

Отметив необходимость пересмотра требований к подготовке кадров в условиях трансформации рынка труда и реализации потенциала межрегионального и межмуниципального взаимодействия, он предложил разработать «дорожную карту» по взаимодействию ТПП России и Общественной палаты Российской Федерации.

Алексей Кобилев, депутат Государственной Думы обратил внимание участников на необходимость привлечения муниципалитетов и частного бизнеса к решению проблем территорий через механизмы муниципального частного партнерства и необходимости определенной работы по совершенствованию действующего законодательства. Эти вопросы в повестке дня Государственной Думы и Комитета по муниципально-частному партнёрству Общероссийского конгресса муниципальных образований.

Анна Палагина в своем выступлении остановилась на следующих проблемах развития территорий: это миграция и демографическая ситуация.

По данным одного из последних опросов Высшей школы экономики, число россиян, готовых к переезду внутри страны, выросло. Если в 2016 году только 28% опрошенных жителей России задумывались над переездом в другие регионы, то спустя четыре года эта доля выросла до 42%.

По данным целого ряда серьезных исследований, впервые в истории человечества и нашей страны в том числе, с появлением так называемого «третьего возраста» и с увеличением пенсионного возраста разворачивается переподготовка людей категории 50 плюс. И, конечно же, система образования регионов и муниципалитетов должна быть к этому готова. Здесь существенную роль могут сыграть и учебные центры системы Торгово-промышленной палаты России, и профессиональные образовательные ассоциации.

В ходе заседания обсуждались вопросы участия системы торгово-промышленных палат в проведении V Всероссийского конкурса «Мастер бизнес-тренинга» и ходе разработки профессионального стандарта «Специалист по корпоративному активному обучению (бизнес-тренер)». Организационную работу по подготовке и проведению конкурса поручили заместителю председателя комитета, ректору АНО ДПО «МИМОП» Анне Палагиной и члену комитета, руководителю НП «Сообщество бизнес-тренеров» Ирине Ивановой.  

Подводя итоги заседания, Сергей Селиванов, директор Департамента выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ, подчеркнул актуальность обсуждаемых тем и отметил, что вопросы профессионального образования и подготовки кадров входят в число важнейших как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Комитет ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию, А .Курзина