Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций обсудил проблемы отрасли в создавшейся кризисной ситуации

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций провел заседание в режиме видео-конференции, на котором подвел итоги своей деятельности за последний год и проанализировал создавшуюся в отрасли ситуацию в связи с введенными из-за коронавируса ограничениями.

Открывая заседание, председатель комитета Игорь Потоцкий сказал, что комитету многое удалось сделать за прошедший период, он оперативно реагировал на возникающие в отрасли вызовы, много сил было приложено к защите интересов регионального телевидения при переходе телевидения на цифровое вещание, но сегодня индустрия столкнулась с совершенно новой реальностью, при которой медиа, в условиях падения рекламного рынка в среднем на 70-90 процентов, оказалась на грани выживания. Он рассказал о подготовленном комитетом письме от имени Президента ТПП РФ Сергея Катырина председателю Правительства Михаилу Мишустину о состоянии регионального телевидения и предложениях, способных облегчить создавшееся положение, и предложил обсудить проблемы медиа и в других видах деятельности.

Председатель подкомитета по печати, главный редактор газеты «Экономика и жизнь» Татьяна Иванова подчеркнула, что обозначенная проблема с падением рекламного рынка у регионального телевидения в той же мере касается и печатных СМИ. Из основных проблем она назвала исключение газет и журналов из списка первоочередных товаров, в результате которого розничная продажа печатной продукции практически прекращена, многие граждане, не имеющие доступа к интернету, не смогут оформить подписку на газеты, и подписная компания, которая закончится 15 июня, будет сорвана. Она призвала объединиться перед лицом коснувшейся всех проблемы, чтобы помочь отрасли трансформироваться и найти новые бизнес-модели, анализировать ситуацию, обобщать положительный опыт и делиться с ним с представителями отрасли.

В качестве мер поддержки она предложила поддержать социально-значимые СМИ субсидиями. Так же подчеркнула, что необходимо решить проблему с госзакупками. Издатели, создающие контент, не имеют возможности определять количественные, качественные и стоимостные показатели дистрибуции собственного контента. В соответствии с законодательством о закупках (44-ФЗ и 223-ФЗ), государственные органы власти всех уровней, госучреждения, а также компании с госучастием для получения газет и журналов по подписке вынуждены проходить в полном объеме все закупочные процедуры. В результате, издатель СМИ, по сути являясь единственным поставщиком своего издания, исключен из этого процесса. На этом зарабатывают посредники, что приводит к увеличению расходов бюджетов различных уровней, например, издатель дает стоимость подписки 15000 рублей, а посредник, покупая за 15000, поставляет ее по госконтракту по цене 32000 рублей. В завершение, Татьяна Иванова предложила создать электронную площадку, на которой могли бы объединиться СМИ страны для обсуждения своих проблем и обмена лучшими практиками.

Председатель подкомитета по издательской деятельности, президент НП Гильдии книжников Борис Есенькин предложил создать единую информационную площадку печатной индустрии, что позволит объединить различные информационные источники и создать единый информационный центр, включая библиотеки. Участники печатной индустрии должны взаимодействовать на единой информационной площадке посредством системы личных кабинетов (авторов; издателей; распространителей; библиотек; покупателей). Он отметил, что сейчас самым важным является – сохранить и поддержать, прежде всего, издателя, писателя, многофункциональный информационно-культурный просветительский центр (книжный магазин) и главное – читателя – кому адресовано и кому мы должны донести наследие культуры.

Председатель подкомитета по развитию корпоративных медиа и коммуникационных платформ, генеральный директор Издательско-коммуникационной группы «Бизнес-Диалог Медиа» Мария Суворовская рассказала о деятельности недавно созданного подкомитета и о создании при нем экспертного совета, в который вошли специалисты по PR крупных компаний страны. Она отметила, что в условиях кризиса корпоративные медиа меньше всего зависят от падения рекламы и становятся эффективным инструментом для раскрытия внутренних ресурсов предприятий, когда у компаний нет денег на маркетинг, и инвестиций в развитие.

Среди базовых проблем корпоративных СМИ она отметила: отсутствие баланса между PR и журналистскими материалами, привлечение коммерческой рекламы в корпоративные издания; нежелание предприятий регистрировать корпоративные СМИ даже при условии тиража свыше 999 экз.; выход на самоокупаемость; проблему соблюдения баланса между публикацией материалов и защитой коммерческой тайны; работу с личной информацией сотрудников предприятия при подготовке материалов для корпоративных СМИ; государственную поддержку корпоративных изданий в моногородах; уровень профессиональной компетенции кураторов корпоративных СМИ в области медиа; низкую квалификацию персонала редакций; развитие аутсорсинга в сфере корпоративных СМИ России; переформатирование корпоративных газет советской эпохи; стилевую и целевую синхронизацию корпоративной газеты и портала; развитие интерактива и обратной связи и инициацию медиа-мероприятий.

Председатель подкомитета по электронным медиа и телевидению, начальник Управления информационной политики Липецкой области Наталья Калугина отметила, что основной задачей работы подкомитета была защита интересов региональных телеканалов при переходе на цифровое вещание. Добились не всего, проблемы остаются, и в последствии к ним надо будет вернуться и попробовать добиться решения о создании самостоятельных региональных мультиплексов, чтобы большее количество каналов получили возможность вещать в цифре, а не урезанные пять часов на ОТР, но сейчас перед каналами возникли более серьезные проблемы, которые требуют оперативного решения. Она выразила сомнение в том, что можно будет добиться каких-либо субсидий в ситуации, когда в регионах формируются резервные фонды по борьбе с коронавирусом и идет обратный отток средств из запланированных проектов. В этой ситуации каналам придется рассчитывать только на себя. Она также подчеркнула необходимость решать существующие у телеканалов проблемы с РАО, ВОИС и акупками по 44-му закону.

Академик Российской академии радио Владимир Таллер сообщил о такой же критической ситуации в сфере радио и попросил помощи Торгово-промышленной палаты РФ в решении этого вопроса. На сегодняшний день в стране насчитывается более 3300 лицензированных радиостанций, среди них более 3000 – это региональные станции. Радиостанции как организации непрерывного цикла, работающие в режиме 24/7, не имеют возможности остановки эфира, а значит, и не могут сократить расходы, в значительной степени идущие на выплату заработной платы.

Основной капитал этого бизнеса – это профессионалы, работающие в отрасли, и задача сохранить коллективы, безусловно, имеет приоритет. Но на фоне такого снижения объемов рекламного рынка даже сокращение (в допустимых пределах) заработной платы, не позволяет надеяться на безубыточность региональных радиостанций, где рентабельность и так была невысокой, а сейчас стала отрицательной. Поэтому Российская академия радио направила руководству ТПП РФ письмо с просьбой оказать содействие в принятии срочных мер для предотвращения закрытия радиостанций и оказать содействие в решении ряда вопросов. В частности:

1. Обратиться в Правительство РФ с предложением о включении радиовещательных организаций и рекламных компаний (ОКВД 60.10, 73.11) в список наиболее пострадавших отраслей, как социально значимых организаций, требующих государственной поддержки в виде освобождения от уплаты налогов и сборов в 2020 году, и как организаций малого и среднего бизнеса, имеющих непрерывный цикл производства.

2. Снизить платежи за услуги связи. Достигнутое соглашение между РАР и РТРС может частично снизить нагрузку на вещателей, но изменение времени вещания в эфире (с отключением в ночное время) и временное понижение мощности работы передатчиков невозможно без изменений в условиях лицензии. Даже на особый период.

3. Роскомнадзору в соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 рассмотреть возможность временного изменения условий лицензии, касающиеся пунктов мощности и времени вещания радиостанций.

4. Роскомнадзору приостановить проверки и вынесение предупреждений вещателям в 2020 году, за исключением случаев грубого нарушения законодательства РФ.

5. Роскомнадзору, в рамках действующего законодательства, установить срок вынесения предупреждения за прекращение вещания лицензиатом через три месяца с возможностью устранить нарушения в течение 6 месяцев, тем самым дать возможность вещателям на техническую приостановку вещания общим сроком до 9 месяцев. При этом вещатель должен предупредить об этом Роскомнадзор простым уведомлением.

6. РАР провести консультации с РАО и ВОИС по снижению процентов по выплате отчислений по авторским и смежным правам до 0,1 %. Отменить в 2020 году «Гарантированный минимальный платеж».

7. Провести ряд мероприятий по согласованию и регулированию договоров внутри отрасли между радиосетями и партнерами, вещающими по договорам франшизы (около 3000 партнеров в стране), с целью приостановления платежей или их снижения в 2020 году не менее чем на 50%.

Он также предложил создать при ТПП РФ рабочую группу для выработки соответствующих мер для спасения отрасли и направить письма губернаторам с просьбой внести СМИ в список наиболее пострадавших отраслей.

Заместитель председателя Комитета Сергей Моисеев подчеркнул, что медиа является крупнейшей отраслью в стране и может потерять до 500-600 тысяч рабочих мест. Совершенно очевидно, что всем ее представителям субсидии не дадут, и надо думать о других мерах поддержки. В качестве таковой он предложил размещение в СМИ социальной рекламы как наиболее простой способ довести деньги государства до всех игроков рынка.

Заместитель председателя Комитета, главный редактор региональных программ телекомпании «Общественное телевидение России» Сергей Ломакин поддержал все высказанные предложения, но порекомендовал в данной непростой ситуации определить главную проблему и объединится вокруг ее решения.

Директор Центра по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ Александр Шкирандо подчеркнул, что Торгово-промышленная палата РФ готова поддержать отрасль и, если потребуется, направить письма губернатором и полномочным представителям, но предложил не оттягивать и решение правовых вопросов, подготовить и направить письма в Государственную Думу ФС РФ.

Завершая заседание Комитета, Игорь Потоцкий отметил, что уже сейчас очевидно, что, когда пройдет ситуация с вирусом, рынок будет организован по-новому. В том числе и потому, что изменились потребности производителей высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Отрасль не может жить в рекламной модели последних 20 лет. Ситуация меняется и требует коррекции большого количества норм, которые регулируют эти отношения. Нам надо перестраиваться и работать на перспективу. Он подвел итоги высказанным предложениям, призвал членов комитета к консолидации усилий по спасению всей индустрии в целом и попросил направить все высказанные идеи в Комитет для их суммирования и последующей реализации.

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, К.Андроникашвили