О нормативном регулировании в строительном комплексе

По видеоконференцсвязи состоялось совместное заседание Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России, Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции и Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции по вопросу «О нормативном регулировании в строительном комплексе».

Заседание вели первый заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов и директор Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России Вячеслав Бурмистров.

С докладом о проблемах нормативного регулировании в строительном комплексе и позиции ТПП РФ по данному вопросу выступил председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев.

В ходе его доклада и последующего обсуждения членами Совета и Комитетов РСПП И ТПП РФ было отмечено.

1. Минстрой России направил на согласование проект доклада Президенту РФ В.В. Путину об исполнении абзацев 2 и 3 подпункта «а» пункта 2 перечня поручений Президента РФ от 11 июня 2016 г. №ПР-1138ГС по итогам заседания Государственного совета РФ 17.05.2016 г., пунктов 2 и 3 поручения Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 27.06.2016 г. № ДМ- П9-3732 (письмо Минстроя России от 27.05.2020 г. № 19923-ДВ/08).

Законопроект Минстроя России по внесению изменений в закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части ввода дополнительных обязательных строительных норм (далее - законопроект) неоднократно (девять раз) на протяжении последних пяти лет направлялся в ФОИВ и в Правительство РФ и возвращался, т.к. не был согласован заинтересованными ФОИВ и требовал концептуальной переработки по следующим основаниям.

Законопроект содержит конфликт интересов и коррупциогенные факторы, связанные с тем, что один и тот же федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, разрабатывает строительные нормы обязательного применения, утверждает состав экспертной комиссии для проведения их экспертизы, устанавливает порядок их создания и деятельности, утверждает строительные нормы, принимает решения по внесению в них изменений (поправок) в упрощенном режиме, принимает решение о разработке и согласовании специальных технических условий в случае отступления от требований строительных норм.

Законопроект концептуально меняет систему технического регулирования и стандартизации (технического нормирования) в строительстве.

Законопроект противоречит концептуальным положениям федеральных законов «О техническом регулировании» и «О стандартизации в Российской Федерации», Градостроительного Кодекса РФ, Договора ЕАЭС и Соглашения ВТО ТБТ, направлен на создание автономной системы технического регулирования и стандартизации в строительстве, а также на фактический возврат узковедомственного нормотворчества, сдерживающих развитие строительного комплекса и смежных с ним отраслей экономики, его принятие нецелесообразно.

Предлагаемая в законопроекте отмена существующей в настоящее время возможности альтернативного применения документов с различными требованиями (часть 3 статьи 6 ФЗ-384) приведет к ужесточению требований в строительстве и фактическому запрету применения современных стандартов в области изысканий, проектирования и строительства. Это полностью противоречит практике развитых стран (параметрический подход) и действующему законодательству государств-участников ЕАЭС. Необходимо отметить, что Минстрой России требование действующего ФЗ-384 в данной части не реализовал на протяжении 10 лет с момента принятия закона. При этом данный подход реализован в республиках Беларусь и Казахстан (членах ЕАЭС).

Данные предложения еще больше закрепляют предписывающий метод нормирования в строительстве, создают дополнительные административные барьеры и еще больше разделяют российские и зарубежные принципы и подходы нормирования в строительстве. Предложения противоречат поручениям Президента России В.В. Путина Правительству РФ по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 17 мая 2016 года, по приведению в соответствие с современными требованиями документов технического регулирования в сфере строительства, в том числе принятию мер по гармонизации отечественных и международных стандартов с учётом лучших мировых практик.

Законопроект не учитывает наличие принятых и вступивших в действие технических регламентов ЕАЭС в области безопасности отдельных групп зданий и сооружений (автомобильных дорог, инфраструктуры железнодорожного транспорта) и смежных ТР (машин и оборудования, лифтов, низковольтного оборудования). Данные регламенты предусматривают в соответствии с Договором о ЕАЭС применение межгосударственных и национальных стандартов, в т.ч. в области проектирования и строительства. Например, в области дорожного строительства в обеспечение ТР ЕАЭС «О безопасности автомобильных дорог» разработаны межгосударственные стандарты на нормы проектирования, что полностью соответствует европейской практике, когда Еврокоды (нормы проектирования) разрабатываются в формате европейских стандартов ЕN и добровольны для применения.

2. Минстроем России предлагается фактически приравнять своды правил к национальным стандартам. Также в законопроекте говорится о необходимости регламентации требований к строительным материалам, изделиям и конструкциям в строительных нормах, а также национальных стандартах и сводах правил, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Росстандартом.

Регламентация требований к строительным материалам в сводах правил приведет к существенным проблемам для производителей (поставщиков) данной продукции, т.к. в данный перечень не входят национальные стандарты и своды правил, устанавливающие требования к строительным материалам, изделиям и конструкциям (данная продукция не входит в область действия технического регламента).

Именно производитель строительных материалов, изделий и конструкций должен разрабатывать соответствующие нормативные документы по согласованию с потребителем, а не наоборот.

В случае разработки сводов правил на строительные материалы, изделия и конструкции, будет создана параллельная уже существующей система стандартизации на строительные материалы, кабельную продукцию, арматуру, трубы и другие виды продукции, применяемые в строительстве.

Законопроект существенно увеличивает административную нагрузку на промышленность строительных материалов и противоречит концептуальным положениям федеральных законов «О техническом регулировании» и «О стандартизации в Российской Федерации», Договора о ЕАЭС и Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле и требует существенной переработки.

Целесообразно исключить из проекта доклада Президенту РФ В.В. Путину об исполнении абзацев 2 и 3 подпункта «а» пункта 2 перечня поручений Президента РФ от 11 июня 2016 г. №ПР-1138ГС по итогам заседания Государственного совета РФ 17.05.2016 г., пунктов 2 и 3 поручения Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 27.06.2016 г. № ДМ- П9-3732 положения, касающиеся необходимости принятия законопроекта в предлагаемой редакции.

3. Разработанный российской стороной проект ТР ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» до настоящего времени не получил однозначной поддержки и не согласован со странами-партнерами. Принятие данного регламента, разрабатываемого с 2010 года, увязано Минстроем России с внесением концептуальных изменений в Договор о ЕАЭС (введение новых видов нормативных документов: строительных норм обязательного применения и строительных правил) и затягивается на неопределенные сроки. Необходимо отметить, что аналогичные предложения по изменению российского «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» на протяжении 5 лет не находят поддержки у заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

На заседании Подкомиссии по ТР Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции 20.10.2016 решено подготовить и представить в ЕЭК необходимые для принятия регламента изменения в Договор ЕАЭС по введению обязательных строительных норм и строительных правил добровольного применения. Распоряжением Евразийского экономического совета от 27.07.2018 №14 представлен на внутригосударственное согласование с последующим утверждением на Высшем Евразийском экономическом совете в декабре 2018 года проект протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС от 29.05.2014. Указанные изменения в этот протокол не включены, т.к. не поддержаны государствами-участниками ЕАЭС и Правовым департаментом ЕЭК. Принятие регламента ЕАЭС для зданий и сооружений, потребует от стран участниц изменений их национального законодательства (в области градостроительной деятельности, земельного и жилищного законодательства и целого ряда смежных национальных законов, которые никто и не планировал гармонизировать на данном этапе развития ЕАЭС). Именно поэтому требования к зданиям и сооружениям на наднациональном уровне в ЕС не установлены и оставлены для регулирования на национальном уровне. В Регламенте ЕС 305/2011 установлены только базовые требования для зданий и сооружений в целях стандартизации требований к строительным материалам и изделиям (далее – СМиИ), как к товарной продукции, подпадающей под действие Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле.

Необходимость установления обязательных требований к СМиИ и введения процедур их обязательного подтверждения соответствия определяется пунктом 22 Единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС, утвержденного решением Комиссии ТС от 28.01.2011 №526.

К моменту включения СМиИ в Единый перечень в государствах-участниках ТС были приняты собственные национальные технические регламенты:

- в Белоруссии в конце декабря 2009 года был принят национальный технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/ВY);

- в январе 2010 года Кыргызская Республика приняла отдельный национальный технический регламент "Безопасность строительных материалов, изделий и конструкций";

- Республика Казахстан 17 ноября 2010 года приняла технический регламент «Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий»;

- присоединившаяся к обновленному ЕАЭС в 2015 году Республика Армения изначально шла путем создания отдельных технических регламентов на строительные материалы в строительстве (сталь, цемент, стекло), которые были приняты еще в 2006-2009 годах;

- Республика Молдова, которая в настоящее время имеет статус государства-наблюдателя ЕАЭС, также имеет свой отдельный национальный технический регламент на строительную продукцию, который был принят в 2008 году.

В итоге, Российская Федерация, отказавшись от идеи принятия собственного национального технического регламента по строительным материалам и направив все усилия на разработку объединенного технического регламента в строительстве, на долгие 10 лет осталась единственной страной Евразийского союза, не установившей на своей территории обязательные требования к СМиИ, которые в многом определяют безопасность и надежность зданий и сооружений.

4. Минстрой России предложил внести поправки в законопроект № 974103-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» в части уточнения понятия «свод правил», а также наделения подведомственного Минстрою России учреждения полномочиями по организации разработки и подготовке к утверждению проектов сводов правил (письмо Минстроя России от 04.08.2020 г. № 30415-ДВ/09).

Регламентация требований к строительным материалам в сводах правил приведет к существенным проблемам для производителей (поставщиков) данной продукции, т.к. в данный перечень не входят национальные стандарты и своды правил, устанавливающие требования к строительным материалам, изделиям и конструкциям (данная продукция не входит в область действия технического регламента о безопасности зданий и сооружений).

Именно производитель строительных материалов, изделий и конструкций должен разрабатывать соответствующие нормативные документы по согласованию с потребителем, а не наоборот.

В случае разработки сводов правил на строительные материалы, изделия и конструкции (на данный момент отрасль производства данной продукции подчинена Минпромторгу России), будет создана параллельная уже существующей система стандартизации на строительные материалы, кабельную продукцию, арматуру, трубы и другие виды продукции, применяемые в строительстве.

Внесение данных поправок в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» нецелесообразно.

5. Минстрой России подготовил проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № 1636» (письмо Минстроя России от 17.09.2020 г. № 37043-ДВ/08), куда включен металлопрокат, трубы и целый ряд строительных материалов.

Оценка технической пригодности является одним из видов оценки соответствия и должна устанавливаться исключительно в техническом регламенте. В предлагаемом Минстроем России изменении необоснованно распространено действие ФЗ-384 и подзаконных ему перечней стандартов на строительные материалы и изделия.

Данным проектом предлагается создать новую систему допуска на рынок и подтверждения пригодности материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве.

Для предприятий, производящих металлопродукцию, дополнительные процедуры по подтверждению пригодности через подведомственную Минстрою России организацию станут новым административным барьером для реализации продукции на строительном рынке.

Все обязательные требования к строительным материалам и изделиям, процедура оценки соответствия строительных материалов и изделий, в том числе оценки их технической пригодности должны быть установлены в отдельном техническом регламенте на строительные материалы и изделия, который предлагается разработать в рамках ЕАЭС (в целях установления обязательных требований к строительной продукции, правил ее идентификации, правил, форм и схем ее оценки соответствия (статья 7 ФЗ «О техническом регулировании»). 

По итогам обсуждения участники заседания решили рекомендовать Минпромторгу России:

1. Не поддерживать указанные инициативы Минстроя России (по внесению изменений в закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части ввода дополнительных обязательных строительных норм (письмо Минстроя России от 27.05.2020 г. № 19923-ДВ/08), по внесению изменений в Договор о ЕАЭС в части включения в него обязательных строительных норм и правил, по внесению поправок в законопроект № 974103-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» в части уточнения понятия «свод правил» и наделения подведомственного Минстрою России учреждения полномочиями по организации разработки и подготовке к утверждению проектов сводов правил (письмо Минстроя России от 04.08.2020 г. № 30415-ДВ/09), по разработке проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № 1636» (письмо Минстроя России от 17.09.2020 г. № 37043-ДВ/08) и не согласовывать  соответствующие проекты нормативных  правовых актов в представленных  редакциях.

2. Инициировать разработку технического регламента ЕАЭС о безопасности строительных материалов и изделий.

3. Провести расширенную встречу с представителями Минстроя России и ФАУ ФЦС по обозначенным вопросам.  

                                                                      Комитет ТПП по техническому регулированию, 

стандартизации и качеству продукции