Подкомитет по развитию системы социального партнерства, профессиональной системы квалификаций и сохранению кадров в ЖКХ обозначил шесть основных проблем

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось первое заседание Подкомитета по развитию системы социального партнерства, профессиональных квалификаций и кадровой политики в ЖКХ Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства под председательством члена Комитета Вероники Межецкой, заместителя генерального директора Научно-исследовательского Центра муниципальной экономики, главного редактора журнала «ЖКХэксперт: экономика и право».

Открывая заседание, Вероника Межецкая сделала доклад об обосновании целесообразности создания Подкомитета. Она выделила несколько основных проблем, существующих на предприятиях и в организациях ЖКХ:

 - нарастающий дефицит профессионалов отрасли из-за мизерных зарплат;

 - низкий уровень профессиональных квалификаций работников сферы жизнеобеспечения (по экспертной оценке, более чем у 40 % работников уровень образования не соответствует требуемому уровню квалификации, закрепленному в профессиональных стандартах);

 - усиление негативного для работодателей «тренда» - работники организаций подают коллективные иски в суд с претензией полной выплаты заработной платы в соответствии с Федеральным отраслевым тарифным соглашением в ЖКХ (ФОТС), но органы регулирования зачастую допускают в регулируемых тарифах уровень зарплаты ниже предусмотренной ФОТС;

 - низкое качество подготовки отраслевых норм труда федеральными органами исполнительной власти (Минстроем России, Минприроды России), что не создает возможности для формирования эффективных систем заработной платы и оптимальной структуры в организациях отрасли жизнеобеспечения и приводит к дефициту профессиональных кадров в сфере ЖКХ и невозможности качественного оказания жилищно-коммунальных услуг;

 - не поддерживаемое долгое время на уровне принятия необходимых НПА повсеместное внедрение профессиональных стандартов и проведение независимой оценки квалификаций в жилищной и коммунальной сфере, что является причиной отсутствия кадровой безопасности и нарастающими рисками для работодателей;

 - отсутствие государственной поддержки отрасли жизнеобеспечения при внедрении мероприятий по подготовке и переподготовке кадров, переходу на профессиональные стандарты, отсутствие мер поддержки центров оценки квалификаций в системе ЖКХ.

Эксперт разъяснила, что Подкомитет создан в целях консолидации предпринимательского сообщества организаций жилищной и коммунальной сферы для повышения эффективности их участия в законотворческой и нормотворческой деятельности, включая продвижение, системную оценку регулирующего воздействия законодательства на предпринимательскую деятельность и совершенствование действующей и готовящейся к принятию нормативно-правовой базы, включая:

 - законодательные и нормативно-правовые акты национальной системы профессиональных квалификаций в сфере ЖКХ, запущенной Указом Президента РФ № 597 от 07.05.2012 «О мерах по реализации государственной социальной политики»;

 - систему трудового законодательства, в том числе отраслевой правовой акт социального партнерства – Федеральное Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (ФОТС);

- проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», разработанного ФАС России и иные нормативные правовые акты в сфере государственного тарифного регулирования;

 - готовящиеся изменения в жилищное законодательство, направленные на развитие институтов и моделей управления жильем, а также на «оздоровление» рынка управления многоквартирными домами.

Основными задачами Подкомитета будет организация взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, учебными заведениями, общественными организациями и профессиональным сообществом; разработка Концепции развития отраслевой системы социального партнерства, профессиональных квалификаций и кадровой политики в жилищной и коммунальной сфере; участие совместно с другими подкомитетами Комитета и другими комитетами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в осуществлении экспертизы проектов нормативных актов, регулирующих работу организаций жилищного и коммунального хозяйства и других субъектов сферы жизнеобеспечения.

В ходе мероприятия участники заседания поддержали целесообразность и необходимость создания Подкомитета и обсудили возможные и необходимые пути решения данных вопросов.

Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства квалификаций поблагодарила за предложение войти в состав Подкомитета и рассказала о готовящихся мерах поддержки ЦОКов, которыми занимается НАРК. «Само создание Подкомитета - подтверждение того, что невзирая на все сложности и барьеры, национальная система квалификаций - очень важный проект. И мы должны быть более настойчивы, проактивны и где-то более агрессивны в продвижении национальной системы квалификаций, потому что просветительская кампания, которая должна была сопровождать эту систему, забуксовала. Не всем понятны глубинные смыслы того, что предполагалось и предполагается делать в национальной системе квалификаций. Чаще смотрят на них как на механизмы контрольные и регламентирующие, а не механизмы развивающие. Это касается и отношений к профстандартам, к независимой оценке квалификаций - на них смотрят как на еще один хлыст, который будет использоваться для ухудшения положения работодателей или работников, а не на те возможности и на тот потенциал, который позволяет профессионально развиваться и защищать себя через подтвержденную квалификацию и защищать всех остальных от некачественных продуктов или услуг.  Конечно, есть много факторов, которые позволили бы более активно развиваться этой системе. В первую очередь это финансовый фактор, наличие экономической модели, но, к сожалению, это как раз один из самых болезненных вопросов - финансирование со стороны государства минимально, поскольку система изначально задумывалась, в первую очередь, как та, которая нужна работодателям, и поэтому работодатели должны были участвовать в ее развитии с точки зрения софинансирования. Но сейчас ждать от работодателей активного включения в развитие этой системы, особенно финансового, не имеет смысла, поэтому мы делаем все возможное, чтобы усилить государственную составляющую в поддержке и развитии этой системы».

Эксперт рассказала, какие НАРК актуализирует и разрабатывает нормативные и методические документы по плану нормативно-правовой и методической работы, составленному в прошлом году Национальным советом по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации с привлечением Национального агентства развития квалификаций и объединений работодателей. Прежде всего это методическое обеспечение и подготовка проектов нормативно-правовой базы, например, изменений в 746 приказ Минтруда России, Трудовой Кодекс, ряд постановлений Правительства РФ, 223-ФЗ и 44-ФЗ, в Методические рекомендации по разработке профстандартов, что связано с усилением требований к их качеству и повышением роли Советов по профессиональным квалификациям в их прогнозировании, усилением требований к наличию при участии в конкурсах и тендерах подтверждения квалификации. Эксперт отметила, что скоро «появится революционный пункт, который будет приравнивать Свидетельство о квалификации к документам о дополнительном профессиональном образовании», что решит проблему работников организаций, у которых отсутствует установленное профстандартами образование, но которые получили его неформально за счет большого опыта работы на предприятии. Алла Факторович перечислила особо значимые планируемые изменения, связанные с поддержкой центров оценки квалификаций: получат особый статус межотраслевые ЦОКи, уйдет норма об обязательности 2 экспертов в штате по основному месту работы по решению Советов по профессиональным квалификациям, возможность разделенной во времени сдачи теоретической и практической части профессионального экзамена и Совет по профессиональным квалификациям будет устанавливать какой промежуток должен быть, узаконивание документа по прохождению теоретической части профессионального экзамена, сокращение сроков обработки документов соискателей и для аккредитации ЦОКов при продлении срока аттестата. «Мы будем делать все возможное, чтобы создать более комфортное правовое поле для развития НОК, а что касается экономической модели – работаем сейчас с регуляторами, чтобы заводить нашу тему в кадровые стратегии в программе социально-экономического развития, но, пока не решен вопрос финансовый, жизнь немножко «портит жизнь» нашей системе».

Нина Новоселова, руководитель Подкомитета по развитию предпринимательства в сфере комплексного благоустройства территорий и ландшафтной индустрии Комитета ТПП РФ по предпринимательству в жилищной и коммунальной сфере, председатель совета саморегулируемой организации «Межрегиональная ассоциация архитекторов и проектировщиков», руководитель Центра оценки квалификации, ответственный секретарь Комиссии по профессиональным квалификациям в области комплексного благоустройства и ландшафтной архитектуре при Совете по профессиональным квалификациям в ЖКХ, подняла вопрос о профессиональном стандарте «Работники по борьбе с вредителями», который был утвержден Национальным Светом при Президенте РФ 05.06.2020 г. (протокол № 44), но до сих пор не утвержден Минтрудом России ввиду отсутствия согласования Роспотребнадзором. До сих пор вопрос не урегулирован, однако принятие такого профстандарта окажет существенную поддержку малому бизнесу на рынке по борьбе с вредителями (1200 организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающие услуги по дезинфекции, дезинсекции, дератизации и борьбе с прочими вредителями, более 2 лет ждут данный профстандарт). Аллой Факторович было предложено Совету по профессиональным квалификациям подготовить письмо в Национальный Совет по профессиональным квалификациям при Президенте РФ с просьбой провести очное заседание, а также провести согласительное совещание с Минтрудом России и Роспотребнадзором по данному вопросу.

Леонид Чернышов, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ, главный специалист НИИ рынка РАН, доктор экономических наук, профессор отметил, что Подкомитет, который был создан, это однозначно требование времени. «Совсем недавно вопросами кадрового обеспечения жилищно-коммунального хозяйства не занимался никто, первым, кто начал этим заниматься – Фонд реформирования ЖКХ, потом появился Совет по профессиональным квалификациям и сейчас этим будет заниматься Подкомитет ТПП РФ, что это свидетельствует о том, что мы серьезно задумываемся о том, кто работает в нашей отрасли. И очень важно, что сейчас в эту сторону стал смотреть Минстрой России, который кадровыми вопросами не занимался ни в строительстве, ни в жилищно-коммунальном хозяйстве. Сейчас Минстрой создает кадровый центр при Роскапстрое, который будет заниматься вопросами развития, подготовки и управления кадровым потенциалом в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Таким образом, этот конгломерат государственных и общественных организаций позволит сдвинуть тему качества специалистов в жилищно-коммунальном хозяйстве с мертвой точки. Самая главная проблема в отрасли – заработная плата, и, если бы нам удалось решить эту проблему, многие вопросы решались бы сами по себе. А сейчас это «заноза», которая мешает развитию профессиональных квалификаций и привлечению профессиональных кадров в нашу отрасль, потому что отрасль регулируемая, и предельные индексы сдерживают процедуру увеличения тарифов и платы». Леонид Чернышов рассказал о работе СПК в ЖКХ, который сейчас является связующим звеном между рынком труда, работодателями и учреждениями образования. Сейчас Совет проводит большую работу по разработке образовательных программ по 5 направлениям деятельности: строительство, техносферная безопасность, природообустройство и водопользование, агрономия и садоводство, энергетика (тепло- и электроэнергетика), которые прорабатываются с федеральными учебно-методическими объединениями (ФУМО), а также в проектах ГИА-НОК по СПО и в высшем образовании, онлайн-экзамена. Одним из основных направлений в работе СПК ЖКХ эксперт назвал создание отраслевой инфраструктуры по формированию отраслевой системы квалификаций, которая состоит из СПК в ЖКХ, координационных центров по применению профессиональных стандартов в субъектах РФ и сети центров оценки квалификаций, которых на сегодняшний день  97, которые взаимодействуют с региональными центрами занятости, образовательными учреждениями среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. «С 2014 года мы прошли 8-летний этап и видим как тяжело это внедряется в жизнь, но тем не менее результаты однозначно есть. Минстрой вынужден эту тему ставить «во главе угла» и сейчас он подготовил дорожную карту по управлению тарифными ресурсами и подготовке кадров в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, которая направлена в Правительство РФ и в ней по ряду из 72 позиций, ответственными являются СПК в ЖКХ и Совет ЖКХ. 14 апреля на Экспертном Совете по ЖКХ Госдумы РФ было принято решение о проведении Парламентских слушаний по кадровым проблемам жилищно-коммунального хозяйства и путям их решения, и 22 апреля собирался актив Комиссий СПК ЖКХ для подготовки к данным парламентским слушаниям». Докладчик дал информацию о проведенных переговорах с руководителем СПК в электроэнергетике Аркадием Замосковным и планируемом заключении СПК в ЖКХ совместного соглашения о взаимоиспользовании профессиональных стандартов для урегулирования вопроса пересечения профстандартов в малой и большой энергетике, а таже предложил Подкомитету серьезно поработать над предложениями в законодательство к Парламентским слушаниям для решения вопросов заработной платы, подготовки кадров и социального партнерства.

Юлия Евдокимова, заведующая Отделом социально-трудовых отношений Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, от лица председателя Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения Василевского Александра и от себя лично поблагодарила за приглашение войти в состав Подкомитета и пожелала Подкомитету успешной и сплоченной работы команды и успешного решения тех задач, которые Подкомитетом были поставлены. «Создание Подкомитета очень важно и актуально, но это надо было сделать гораздо раньше, потому что проблемы, которые имеются у нас в отрасли появились не вчера, они выстраивались годами и десятилетиями. В отрасли очень высокий износ основных фондов, высокая аварийность и несмотря на большие финансовые вливания, которые озвучены вице-премьером Правительства РФ и Министром строительства и ЖКХ, пока проблемы остаются в вопросах обеспечения отрасли квалифицированными кадрами, профессионалами. Кадровая перезагрузка нужна, мы поддерживаем совершенствование профессиональной системы квалификаций, но очень важно, чтобы квалифицированные кадры закрепились в нашей отрасли, чтобы они не уходили, чтобы им было интересно у нас работать и повышать свою квалификацию. По данным территориальных организаций Профсоюза жизнеобеспечения у нас очень высокий процент людей предпенсионного возраста, молодежь не заинтересована прийти в наши организации, текучесть кадров достигает 50 %, молодежи на наших предприятиях от 16 до 18 %. Формирование современной кадровой политики в ЖКХ прежде всего должно быть связано с позитивными изменениями в системах оплаты труда, достойном уровне заработной платы и достойных условиях труда работников. Решение этих проблем могло бы быть с помощью системы социального партнерства, о которой мы говорим уже много лет и проблема в том, что на многих предприятиях о нем даже не знают. При этом Профсоюз жизнеобеспечения совместно со своим социальным партнером, Общероссийским объединением работодателей, вынесли данную проблему на рабочую группу Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям, и нас поддержали другие отрасли, так как это системная проблема во всех отраслях. По результатам данной РГ РТК было предложено внести дополнительные полномочия в ФОИВы по содействию развитию социального партнерства, по налаживанию взаимодействия с социальными партнерами, закреплению вопросов социального партнерства в нормативном законодательстве, в том числе вопросов присоединения в ФОТС, критериев мотивированности отказа. И мы надеемся, что с работой данного Подкомитета мы эти проблемы продолжим «вытаскивать» на самые высокие уровни и их решать, особенно главную «головную боль» - проблемы реализации Федерального отраслевого тарифного соглашения».

Анатолий Кочегаров, президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения (ОООР ЖКК), и Владимир Нефедов, исполнительный директор ОООР ЖКК, поддержали создание Подкомитета и объяснили необходимость усиления роли социального партнерства для сохранения и развития кадровой безопасности. Эксперты рассказали о предпринимаемых ОООР ЖКК шагах, в том числе по разработке подзаконного Трудовому кодексу РФ нового Федерального отраслевого тарифного соглашения - базового правового акта отраслевого социального партнерства (ОССП), являющегося механизмом защиты экономических интересов Организаций ЖКХ и социально-трудовых интересов работников отрасли.

В своем выступлении Владимир Нефедов подчеркнул, что настоящих условиях своевременно принят Указ Президента Российской Федерации от 16.03.2022 № 121 «О мерах по обеспечению социально - экономической стабильности и защиты населения РФ», которым предусмотрено обеспечение бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения и дающего вектор развития ОССП. Кадровый дефицит в нашей отрасли приобретает катастрофические размеры, в большей мере из-за низкой заработной платы. Полноформатная реализации ФОТС безусловно решает эти проблемы, тем более что нормы по учету положений ФОТС уже существуют в действующих НПА по тарифному регулированию. Несмотря на то, что Бюджетным кодексом предусмотрено возмещение выпадающих доходов организаций ЖКХ, образовавшихся из-за регуляторных решений по ценообразованию, ограниченных предельным индексом платы граждан, на местах умалчиваются механизмы субсидирования из средств региональных бюджетов. Мониторинг деятельности региональных отраслевых объединений работодателей в ЖКХ показал, что во многих субъектах РФ они либо ликвидированы или фактически не работают, вследствие чего региональный уровень ОССП не функционирует и органам государственного тарифного регулирования на откуп отдана экспертиза обоснованности расходов РСО (в том числе по расходам на персонал), что приводит к негативным последствиям и сокращению профессиональных специалистов. Недофинансирование операционных расходов приводит к неутешительным показателям аварийности на объектах жизнеобеспечения, к травматизму и несчастным случаям на производстве, в том числе со смертельным исходом. Только в отдельных организациях ЖКХ применяются профессиональные стандарты. В большинстве случаев вопросы нормирования труда остаются за пределами внимания хозяйствующих субъектов. Этому способствует устранение Минстроя России от содействия развитию ОССП».

Анатолий Кочегаров отметил, что «социальное партнерство воспринимается как некий собес и как-бы идет разговор о некой поддержке работников жилищно-коммунального хозяйства. Но так как речь идет о технике безопасности и охране труда, нам представляется, что первична все-таки экономика организаций ЖКХ». ОООР ЖКК представил в Подкомитета письменные предложения по развитию ОССП, которые будут отражены в Протоколе по результатам заседания.

Сергей Сиваев, эксперт направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок, профессор Высшей школы урбанистики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», к.т.н., отметил, что тема  «квалификации стоят денег, денег нет и ждать не откуда»  - очень серьезная и об этом надо говорить в открытую как о существе дела. «Мы в этом круге ходим и как его разорвать, пока не очень видно. Ситуация с тарифным регулированием коммунальных услуг, которая у нас складывается - архипроблемная и в этой истории государство как регулятор не знает, сколько домохозяйства смогут платить. Была принята позиция, что тарифы должны расти ниже инфляции, но это означает, что наши коммунальные предприятия экономически должны получать все меньше и все меньше денег, но при этом все должно быть хорошо. Когда-нибудь этой истории настанет конец и важно сейчас выбрать ключевое звено, за которое нужно тащить эту проблему. Как принято говорить, кризис – это еще время возможностей. И складывается парадоксальная ситуация – с одной стороны, у нас высокий риск, что тарифы вообще заморозят и те зарплаты, которые сейчас будут еще ниже, а с другой стороны совершенно очевидно и прогнозы были уже публично озвучены, что безработица будет до 15 % и в этом смысле жилищно-коммунальный сектор, как сектор гарантированной занятости, получает некую преференцию.   Какие квалификационные требования предъявлять к той рабочей силе, которая будет освобождаться в других секторах экономики - серьезная животрепещущая тема и это тот вызов, над которым нужно сегодня думать. Наряду с другими квалификационными задачами кажется очень важным формирование качественного представления о проблемах в жилищном и коммунальном секторе у тех людей, которые будут приходить к управлению городами в регионах.  Мне кажется, что в той работе, которую мы планируем очень важно попытаться найти ту болевую точку, в которую надо бить, потому что история очень непростая, но есть какие-то факторы, которые могут сыграть в нашу сторону. И парадокс в том, что социальное партнерство у нас не столько между работниками и работодателями должно выстраиваться, а между работниками и работодателями, с одной стороны, и государством, с другой. Я готов тем, что я преподаю, и что я знаю, так или иначе делиться».

Также в заседании приняли участие и выступили: Борис Хмельников, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, генеральный директор Научно-исследовательского Центра муниципальной экономики и права, член Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ, член Экспертного Совета Комитета по ЖКХ Госдумы РФ; Евгений Блех, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), доктор экономических наук; Алла Шрейбер, член Комиссии по профессиональным квалификациям в области комплексного благоустройства территорий и ландшафтной архитектуры при СПК ЖКХ, эксперт ЦОК «СОЮЗ СРО СК» при НООПРИЗ, Заслуженный работник ЖКХ РФ, Почетный работник высшего профессионального образования, к.т.н., профессор; Олег Долгов, профессор, доктор государственного управления, президент Международной Академии Фундаментального образования, исполняющий обязанности президента Некоммерческого партнерства «Региональное отраслевое объединение работодателей жилищно-коммунальных организаций Санкт-Петербурга», руководитель ЦОК г. Санкт-Петербург, директор АНО Дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации государственных и муниципальных служащих»; Григорий Петренко, генеральный директор ОАО «Коммунэнерго» и другие.  

По результатам заседания будет подготовлен протокол, который будет составлен по высказанным на заседании ключевым аспектам и письменным предложениям членов Подкомитета.

 

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере

жилищного и коммунального хозяйства