Необходимо возродить государственный учет и инвентаризацию жилищного фонда в России

В ТПП РФ прошло совместное заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости на тему «Государственный учет и инвентаризация жилищного фонда в России. Судьба проекта закона о совершенствовании системы госучета жилищного фонда». 

Заседание было посвящено обсуждению проблем государственного учёта и технической инвентаризации жилищного фонда, которые в период с 2000 по 2009 годы претерпели значительные изменения, а также значимости этих процедур в вопросах контроля качества эксплуатации жилищного фонда и деятельности эксплуатационных организаций; планирования капитального ремонта зданий, своевременного выявления аварийного жилищного фонда; налогообложения жилой недвижимости; бухгалтерского учёта, информационного обеспечения деятельности органов государственного управления и местного самоуправления и др.

Модераторами заседания выступили председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков и председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Александр Каньшин.

Открывая заседание, Андрей Широков отметил, что еще в начале 2017 года Комитет по экономике недвижимости обсуждал данную тему и сам законопроект о совершенствовании системы государственного учета, который был принят в первом чтении в том же году, но с тех пор движения в данном направлении нет. «Мы сегодня должны еще раз внимательно эту тему рассмотреть и поинтересоваться, почему вопросы, связанные с жилищной политикой, жилищным управлением, учётом и регистрацией жилищного фонда, технической инвентаризацией сегодня находятся в состоянии практически полной деградации. У нас огромная страна с огромным жилищным фондом, который никак не учитывается, и никак не оценивается его техническое состояние».

Александр Каньшин во вступительном слове обратил внимание участников, что результатом заседания Комитета в 2017 году стала резолюция, которая актуальна и сегодня. Принятый в первом чтении в том же году законопроект №107057-7 о внесении изменений в Жилищный Кодекс РФ в части совершенствования системы государственного учёта жилищного фонда находится в профильном Комитете Государственной Думы без движения. «10 лет назад система государственного учета была упразднена и заменена коммерческими услугами различных государственных и коммерческих организаций. Сегодня мы определимся с тактикой и стратегией дальнейших наших действий в данной ситуации. Главное, что у нас есть понимание, что систему необходимо воссоздать, но конечно в усовершенствованном виде», отметил председатель Комитета. По мнению выступающего, именно государство должно оставаться оператором системы учёта жилищного фонда и хранения данных. Эти сведения носят характер стратегический с точки зрения государственного планирования, налогообложения, они важны как для бизнеса, так и для рядовых правообладателей жилья, так как это и возможность эффективно планировать расходы, и механизм контроля безопасности жилищного фонда. При этом Александр Каньшин полагает, что и конкурентная среда для частных компаний должна оставаться, но при главенствующей роли государства. Он отметил важность наличия требований к квалификации специалистов, проводящих работы по учету и технической инвентаризации, создания учебной базы для таких специалистов, обязательной ответственности за достоверность сведений. «В идеале, заключил председатель Комитета, закон должен иметь подзаконные акты, предусматривающие механизмы его реализации.»

Член обоих комитетов ТПП РФ, генеральный директор НП эффективного управления недвижимостью и обеспечения безопасности зданий и сооружений при их эксплуатации «Индустрия Сервейинг» Юрий Павленков рассказал о предпосылках для рассмотрения данной темы, среди которых отсутствие в стране целостной системы сбора, хранения и обновления технической информации о характеристиках и состоянии объектов жилой недвижимости на каждом из этапов жизненного цикла; отсутствие актуальных баз данных в отраслевом и территориальном разрезе для выполнения квалифицированной текущей и прогнозной оценки состояния МКД; недостаточность сведений об объектах жилой недвижимости в системе государственного статистического учёта, необходимость получения инструмента и структуры сведений для стратегического и среднесрочного отраслевого планирования. «Из-за отсутствия достоверных данных в отчётах Росстата последние 10 лет отражается всё меньше сведений о состоянии жилищного фонда, что фактически исключает жилищный фонд из системы эффективного планирования затрат на его воспроизводство органами местного самоуправления и субъектами РФ». Эксперт назвал ряд существенных недостатков законопроекта, главными из которых, по его мнению, являются смешение, отождествление и противоречивость понятий, что «исключает даже теоретическую возможность организации качественного учёта в сфере жилой многоквартирной недвижимости», а МКД рассматривается не как домовладение, состоящее из построек с включенными в него функциональными объёмами квартир и иных помещений, а как неопределённое «общее имущество».

По мнению заместителя председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Ларисы Усович, «не нужно обсуждать, зачем нужен технический учет жилищного фонда, он бесспорно нужен, сегодня важно ответить на вопросы: как это сделать, кому это нужно, кто будет за это платить». На взгляд эксперта, ответы на вопросы очевидны, это нужно государству, и платить должно государство. «Из этого вытекает публичная деятельность органов, осуществляющих техническую инвентаризацию».

О значении и актуальности государственного учёта жилищного фонда в современных условиях остановилась в своем выступлении Алла Эккерман, президент Федеративного союза инвентаризаторов, генеральный директор Санкт-Петербургского ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости». Среди негативных последствий отсутствия системы государственного учёта она назвала отсутствие единого официального источника актуальных и достоверных данных о состоянии, составе и характеристиках объектов жилищного фонда, несогласованность данных из-за включения в ГИС ЖКХ сведений из разных источников, из-за чего участники рынка недвижимости вводятся в заблуждение относительно действительных параметров объектов жилищного фонда, выполняется некорректная рыночная и государственная кадастровая оценка, что, в свою очередь, сказывается на системе налогообложения, возникает целый комплекс иных негативных последствий: страдает система капитального ремонта, текущего ремонта. По мнению эксперта, «основными целями и задачами государственного учета жилищного фонда должны стать: мониторинг состояния жилищного фонда, определение состава общего имущества многоквартирных домов и иных параметров, ведение статистического учета, наполнение ГИС ЖКХ и иных информационных баз, в первую очередь, актуальными сведениями и сведениями, отсутствующими в ЕГРН и иных источниках; обоснованность принятия управленческих решений, в том числе в отношении капитального ремонта и аварийности жилищного фонда, проведения государственной кадастровой оценки. Обязательным является решение вопроса о создании и ведении в субъектах Российской Федерации единых архивов технической документации.

Отсутствие эффективной системы учета жилищного фонда, реализуемой и контролируемой на государственном уровне приведет не только к информационному вакууму в этой сфере. С течением времени будет увеличиваться разрыв между реальным состоянием жилищного фонда и принимаемыми мерами по поддержанию его в работоспособном состоянии. «Эта проблема более глобальная, поскольку связана с обеспечением надежности и безопасности объектов жилищного фонда, исключением угрозы жизни и здоровью проживающих в них граждан», заключила Алла Эккерман.

Генеральный директор ГБУ МосгорБТИ Владимир Панин рассказал о практике Москвы в сфере технической инвентаризации недвижимости, об актуальных проблемах и перспективах развития системы госучета в Москве. Он отметил, что в МосгоБТИ содержится коло 520 000 единиц хранения информации, ежегодно реализуется более 35 000 запросов от органов исполнительной власти. При этом новая информация о количественных характеристиках жилых и нежилых строений города Москвы в МосгорБТИ практически не поступает. Этих данных крайне недостаточно для понимания объективной картины состояния фонда недвижимости города. По словам выступающего, из-за снижения контроля технического состояния и эффективности эксплуатации объектов недвижимости, уже через 10 лет возможна утрата сведений о техническом состоянии домов, построенных после 2013 года. Результатом отмены порядка госучета жилищного фонда, по мнению эксперта, является утрата актуального централизованного систематизированного информационного ресурса, созданного специализированными организациями в области технической инвентаризации, содержащего объективные и достоверные сведения о наличии, количественном и качественном составе, параметрах, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости и принадлежности объектов, что негативно отразится на информационном обеспечении федеральных и городских программ, уровне безопасности государства в жилищной, гражданской и промышленной сферах. Владимир Панин высказался о целесообразности утверждения на федеральном уровне единых стандартов технического учета, создания на базе региональных организаций технического учета оператора технической информации об объектах капитального строительства.

Управляющий партнёр MindGroups Александр Волков сообщил о фактической готовности современных технологических решений и платформ, разработанных группой компаний для надлежащего обеспечения информационно-технологического сопровождения государственного учёта и технической инвентаризации жилищного фонда в России, обмена данными между государственными, муниципальными и корпоративными информационными системами.

О проблемах в области учёта жилищного фонда познакомила присутствующих заместитель генерального директора АО Бюро Технической Инвентаризации Республики Татарстан Ольга Суворова. По её мнению, среди существенных недостатков законопроекта №107057-7 – отсутствие задачи создания единой системы государственного учета на территории России и обеспечения принципов актуальности и достоверности вносимых в ГИС ЖКХ сведений. «Для создания единой системы государственного учета на территории России необходимы обязательность подтверждения информации об объектах госучета данными технического обследования, обязательность и периодичность проведения технического обследования МКД для заполнения электронных паспортов ГИС ЖКХ, полномочия субъектов на проведение технического обследования, определение периодичности его проведения, порядка финансирования и порядка отбора организаций, осуществляющих обследование», заключила Ольга Суворова.

В ходе заседания состоялся эмоциональный и заинтересованный обмен мнениями о нужности и актуальности в современных условиях системы технической инвентаризации и учета объектов недвижимости, о том, что необходимо сделать, чтобы система возродилась.

Свои позиции и предложения на этот счет высказали заведующая отделом жилищного хозяйства Академии коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова Нина Вавуло, президент Ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров» Виктор Кислов, заместитель председателя Союза юристов Москвы Александр Толмачев, заместитель генерального директора ЗАО «Центр муниципальной экономики» Вероника Межецкая, члены Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Татьяна Подберецкая, Евгения Петухова, Александр Павленко, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, директор ГБУ Республики Дагестан «Дагестанское бюро технической инвентаризации и кадастровой оценки» Александр Беднягин.

В поддержку восстановления единой системы государственного учета жилищного фонда выступили представители БТИ из регионов России: начальник кадастровых и геодезических работ ГУПС БТИ г. Севастополя Виталий Ковалев, генеральный директор ГУП Республики Саха (Якутия) «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» Руслан Винокуров, директор ГБУ Удмуртской Республики «Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества» Наталья Возмищева.

С оценкой ситуации и комментариями выступили представители органов государственной власти Вера Филиппова, начальник Департамента Контрольного управления Президента Российской Федерации, Нина Власенко, начальник Управления статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства Росстата, Марат Петрин, директор Департамента информационных проектов ГК Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Руслан Сагдуллин, заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы.

В заключение участники высказали единодушное мнение, что единая система государственного учёта крайне необходима как для государства, так и для собственников объектов недвижимости, ответственность за ее восстановление и поддержку должна быть на государстве. А основным инструментом для реализации этой задачи должны быть функционирующие в том или ином виде органы БТИ, которые располагают необходимыми архивными материалами, информационными ресурсами и подготовленными кадрами.

В целях создания эффективной системы государственного учёта жилищного фонда необходимо продвижение проекта федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части совершенствования системы государственного учёта жилищного фонда», тщательно доработанного, в том числе, с учётом высказанных на заседании предложений.

По итогам обсуждения принято решение подготовить рекомендации в адрес органов государственной власти и профессиональных участников о необходимости не только совершенствования технического учёта, но его восстановления и ведения на основе современных информационно-технологических, организационно-технических, методологических и финансово-экономических решений и технологий. 

 

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере

жилищного и коммунального хозяйства

Комитет ТПП РФ по предпринимательству

в сфере экономики недвижимости