СУГ загнали в угол

АНДРЕЙ ВЫЧУЖАНИН

Генеральный директор ООО «Газовый вектор», член Комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

 

Результаты процесса газификации страны пока не ясны. Но уже видны недочеты и упущения. Так трубопроводная бесплатная газификация не «доходит» до точки подключения в хозяйстве потребителя, сводя эффективность процесса фактически к нулю. А труднодоступные районы, места без трубопроводной инфраструктуры, для которых цивилизованные поставки СУГ могли бы стать спасением, остаются без снабжения, так как неоднозначный механизм ценообразования сделал СУГ невыгодным продуктом для коммунального бизнеса.

 

Государство объявило о бесплатной газификации 

По результатам проверки исполнения законодательства, 31 мая 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил перечень поручений, направленных на развитие газоснабжения и газификации регионов. Одно из предложений предусматривало обеспечение формирования источников финансирования мероприятий по подключению граждан к газораспределительным сетям без привлечения их средств.

Через год, 21 апреля 2021 года, во время чтения послания Федеральному Собранию, Президент России Владимир Путин объявил о бесплатной газификации, из чего можно было сделать вывод, что вопрос с финансированием социально значимой задачи решен.

Распоряжением №1152-р от 30 апреля 2021 года Правительство РФ утвердило план (дорожную карту) по созданию социально ориентированной системы газификации субъектов Российской Федерации до 2030 года, согласно которой газификация должна завершиться в регионах в период с 2024 до 2030 года с показателями охвата в 83%.

Указанный план предполагает ускоренную догазификацию населенных пунктов, в которых по состоянию на 1 января 2020 года проложены внутрипоселковые газораспре­делительные сети.

Подготовка и реализация региональных программ газификации должны осуществляться с учетом региональных целевых (прогнозных) топливно-энергетических балансов, оценки экономической эффективности газификации и газоснабжения, в том числе с использованием сжиженного углеводородного газа (СУГ).

План включает в себя ряд мер организационного характера, которые могут быть реализованы в рамках законодательства Российской Федерации, а также инициативы по изменению нормативно-правовой базы для ускорения внедрения лучших практик новой социально ориентированной системы газификации, в том числе с использованием СУГ.

Планом предусмотрено введение института «единого оператора газификации», отвечающего, в том числе, за развитие альтернативной газификации с использованием СУГ в районах, где газификация с использованием природного газа экономически не целесообразна.

Функции единого оператора газификации возложены на ООО «Газпром газификация».

Озвученные намерения масштабны, а планы вполне ло­гичны, но в реальности социальной удовлетворенности на­селения пока не ощущается.

Правительство РФ сделало упор на развитие газификации через газораспределительные сети природного газа, но с одной принципиальной оговоркой - при условии наличия технической возможности. Тем не менее, по мнению экспертов, эта технически возможная инициатива охватит не более одного процента домохозяйств в Российской Федерации...

В очередной раз крайне актуальная, социально значимая инициатива главы государства по газификации страны, доходя до стадии реализации, может потерять всякий здравый смысл. И для таких невеселых выводов есть все основания.

За прошедшие полгода с момента принятия директив по новому этапу газификации все разговоры идут исключительно вокруг газовой трубы, которая уж очень медленно «идет» к своим адресатам.

По некоторым оценкам, снабжение газом подобным методом в ряде регионов может начаться только через 15-20 лет. И для миллионов россиян СУГ в баллонах рассматри­вается как единственная альтернатива для получения энергоснабжения.

 

Исторический экскурс 

«Цель очень простая - во всех наших деревнях, которые развиваются, и во всех наших городах должен быть газ. Где-то это период до 2015-го года», - говорил в 2009 году прези­дент России Дмитрий Медведев российским телеканалам.

По информации «РИА Новости», компания «Газпром» к началу 2012 года оценивала средний уровень газификации в России в 63,2%, в том числе в городах на уровне 70%, в сельской местности на уровне 46,8%.

По сообщению «РИА Новости» в феврале 2012 года, «Газпром» планировал к 2020 году довести уровень газификации России до 85%. Но процесс оказался гораздо медленнее.

В марте 2019 года глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил Владимиру Путину, что компания планирует закончить газификацию за 10 лет. За это время, по его словам, компании удастся завершить программу настолько, что можно будет говорить о закрытии этого вопроса в России. При этом, как предупредил Миллер, трубный сетевой газ не получится провести во все населенные пункты страны. В некоторых селах, по его словам, будет только локальная газификация в виде пропан-бутана, или сжиженного природного газа.

Если это так, то, по объективным показателям, что подтвердил Миллер, в России, безусловно, останутся территории локальной газификации, где использование баллонов СУГ для обеспечения населения газом многие годы будет оставаться актуальным решением.

С 2009 года прошло 12 лет. В настоящее время в среднем по России уровень газификации составляет 70%. При этом, если в Центральном и Южном федеральных округах этот уровень доходит до 80-95%, то в Сибири и на Дальнем Востоке находится между 10% и 20%. Более 40% сельских поселений в России остаются без доступа к магистральному газу. Цифры говорят сами за себя. Как видим, за 12 лет газового прорыва не получилось.

Эффективная газификация - дело рук самого потребителя?

Открытые источники дают нам представление о бюджете, который в последние годы крупнейшая газовая компания направляла на решение поставленной социально значимой задачи. Ежегодно на эти цели направлялось 25-30 млрд рублей, при этом рост газификации не превышал 0,6-0,9%. Вопрос эффективности такой газификации - отдельная тема для обсуждения.

К примеру, известны случаи коррупционных скандалов, когда работы по прокладке газовых трубопроводов, газификации граждан проводились исключительно на бумаге. Кроме того, низкая эффективность в достижении конечных результатов была обусловлена высокой стоимостью работ по проектированию, подключению конечных потребителей к системе газоснабжения. При таком подходе, даже при затраченных значительных ресурсах при подводе газа к населенным пунктам, осталось очень много не подключенных домов с запечатанной трубой.

И это - реальная проблема. Вопрос подключения потребителей к газу часто упирается в стоимость подключения конечного потребителя. Согласно вновь принятым планам, подключение незначительной части счастливчиков будет осуществляться бесплатно до границ земельного участка. Подключение газа до приборов потребления конечного потребителя будет осуществляться за счет потребителя. Зачастую цена подключения нескольких метров трубы до конкретного дома исчислялась сотнями тысяч рублей.

В существующей системе координат можно предположить, что и сейчас значительная часть бесплатных подводов трубы к земельным участкам так и останется «бесплатными подводами», только запечатанными, т.к. далеко не каждый конечный потребитель будет в состоянии оплатить стоимость проектных и монтажных работ по подключению дома, если цена подключения «последней мили» останется прежней.

Возникает вопрос: что мешало в новом плане газификации предусмотреть «бесплатное» подключение домохозяйств «под ключ»? Тем более что экономика подключения «под ключ» вполне подъемная для исполнителя. Если брать в расчет не раздутые сметы на подключение «последней мили», исчисляемые сотнями тысяч рублей буквально за несколько метров трубы, а реальные затраты исполнителя, беря в расчет оптовую цену на типовую услугу, то стоимость подключения конечного потребителя будет составлять все­го несколько десятков тысяч рублей. В этом случае Единый оператор получал бы гарантированного потребителя, а вполне реальные и объяснимые расходы на подключение «последней мили» могли быть включены в тариф на газ.

 

Безальтернативный СУГ 

Одновременно с плановой газификацией природным газом, порядка 80% жителей от Урала до Дальнего Востока используют в коммунальных целях СУГ в баллонах из-за отсутствия необходимой газопроводной инфраструктуры. Сложилась парадоксальная ситуация. Субъекты, имеющие на своей территории магистральные экспортные газопро­воды, не получили точек подключения для пользования топливом.

Существует и еще один объективный момент. Во многие удаленные районы прокладывать трубопровод тяжело технически и не выгодно из экономических соображений. Безусловно, в таких ситуациях необходимо использовать механизмы альтернативной газификации, не забывая про хорошо известный СУГ.

Однако на волне всеобщей газификации, обещанной более 10 лет назад, с надеждами на сжиженный природный газ (СПГ), СУГ совершенно не заслуженно отнесли к не перспективному виду топлива. Ориентируясь на заявленные показатели темпов газификации, была дана некорректная оценка снижения объемов потребления СУГ в коммунальных целях. На этой почве перестали уделять должное внимание вопросу регулирования рынка СУГ, обороту газовых баллонов, ценообразованию, способному защитить конечного потребителя после того, как цену на СУГ отпустили в свободное плавание.

Идея же использовать в рамках альтернативной газификации удаленных территорий СПГ пока не выглядит столь однозначной. Необходимость наличия дорогостоящей инфраструктуры на местах, сложность при транспортировке СПГ в труднодоступные районы, в конце концов, стоимость СПГ, которая на сегодняшний день в разы дороже природного газа, вынуждает задуматься, насколько СПГ в настоящий момент перспективней СУГ?

Усугубляет ситуацию неоднозначное ценообразование на рынке газа. Бытовые и промышленные потребители природного газа платят за него по фиксированному тарифу, который ни коим образом не привязан к стоимости газа на внешних рынках. Почему-то никому не пришла в голову мысль установить в октябре 2021 года нашим гражданам рыночную цену $2000 за тысячу кубических метров, или 150 рублей за метр кубический, мотивируя тем, что такая цена сейчас на европейском рынке. ПАО «Газпром» находит финансовую возможность выполнить свою социальную задачу перед населением и продолжает держать тариф на уровне 5-6 рублей за 1 м3.

На рынке СУГ картина диаметрально противоположная. Цена на СУГ на внутреннем рынке увеличивается из- за глобального роста цен на энергоносители, при этом цену СУГ для социальных нужд отечественного потребителя не фиксируют.

В начале XXI века общее потребление СУГ для бытовых нужд исчислялось цифрой, примерно 2-2,5 млн. тонн при общем объем производства СУГ на уровне 10-12 млн тонн.

Необходимо напомнить, что СУГ – это побочный продукт нефтедобычи. Раньше его буквально сжигали на факелах добывающих скважин, пока разум не заставил перерабатывать этот газ в сырье для нефтехимической промышленности и товарный газ для коммунальных целей. Себестоимость этого продукта минимальна. В финансовых показателях нефтегазодобывающих компаний цифра от реализации этого продукта далеко не самая определяющая.

При 20%-ном отчислении СУГ на коммунальные нужды государство и топливные компании находили баланс интересов. Была система, при которой субъекты, исходя из числа потребителей на своих территориях, получали через специализированные газораспределительные организации (ГРО) гарантированный объем СУГ по фиксированной, доступной для населения цене.

В результате череды изменений (см. «Хроники ценообразования на СУГ») ПАО «Газпром» практически ушло с розничного рынка СУГ в части работы с населением. В финансовом плане в сравнении с миллиардами кубических метров газа в трубе, розничный, при этом узкий рынок СУГ для компании стал абсолютно не интересен. Весь бизнес и доход по СУГ оказался сосредоточен на оптовой, биржевой торговле.

Сегодня объем потребления СУГ в коммунальных целях составляет примерно 600-700 тыс.тонн в год при общем объеме производства около 17 млн. тонн в год , что составляет примерно 3,5%. И даже при таких незначительных объемах потребления государство и компании не держат цену на СУГ на доступном для граждан уровне.

В очередной раз сложилась парадоксальная ситуация. Цены на природный газ для населения в России регулируются, а на СУГ фактически нет. К переходу рынка СУГ на рыночные рельсы оказались не готовы ни регионы, ни региональные энергетические комиссии. Решение, направленное на развитие рыночной конкуренции на внутреннем рынке СУГ, оказалось для населения не эффективным.

Почему несколько миллионов граждан не газифицированной части России должны платить за сжиженный углеводородный газ, так необходимый для обеспечения элемен­тарных бытовых удобств, цену, которую диктует рынок где-то на границе с Украиной или Белоруссией?

 

Розничный СУГ бизнесу не выгоден 

Еще раз необходимо сказать об интересах ГРО. Специализированные компании вынуждены выживать в условиях дикого рынка СУГ, при которых газ покупается по биржевым ценам, а реализация газа населению происходит под жестким оком фиксированных цен региональных энергетических комиссий (РЭК). Установленные субъектными РЭКами цены, как правило, значительно ниже закупочных, биржевых цен. Отрицательный финансовый результат работы ГРО приводит к объективной необходимости сокращать объемы работы с населением, уходить с этого рынка или поднимать стоимость своих услуг для не самой богатой части населения страны.

На карте России стали появляться очаги социальной напряженности: Хабаровский, Краснодарский края, Иркутская, Омская, Вологодская, Смоленская, Ростовская, Ульянов­ская, Астраханская, Костромская, Курганская области. Люди вдруг обнаружили, что проблема обеспечения СУГ оказалась исключительно их проблемой, проблемой конечного потребителя. Региональные бюджеты сверстаны «копейка в копейку», и суммы, которые требуются для решения проблем с оплатой поставки СУГ, оказываются неподъемными. Уполномоченные компании начинают отказываться поставлять газ в отдаленные районы. Такая информация прозвучала на заседании Комитета по энергетике Государственной Думы РФ в апреле 2019 года.

В условиях, когда регулирование рынка СУГ проводится по остаточному принципу, уполномоченным компаниям стало экономически не выгодно заниматься обслуживанием баллонов СУГ, осуществлять их доставку до конечного потребителя.

Потребителей вынуждают самих решать проблему заправки газовых баллонов.

Зачастую такая уполномоченная заправка находится за несколько десятков, а то и сотен километров от дома. Поэтому люди будут вынуждены либо покупать электрические плитки и сразу же начинать ими пользоваться, нагружая изношенные электрические сети, либо идти в зону растущего «серого» рынка, где зачастую наливают СУГ в кустарных условиях, в старые, неисправные баллоны со всеми вытекающими последствиями.

 

Взрывной вопрос

Динамика взрывов газовых баллонов растущая и неутешительная. Лучше всего текущую ситуацию на рынке характеризуют сухие цифры статистики.

В 2020 году в 70-ти субъектах РФ произошел 361 взрыв газовых баллонов, что в шесть раз выше показателей 2013 года (см. «Взрывы газовых баллонов в Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2021 г.»)

Больше пятидесяти взрывов газовых баллонов произошли в многоквартирных жилых домах. Это рекордные показатели аварийности при эксплуатации баллонов СУГ за все время наблюдений.

Аналогичная негативная динамика наблюдается в 2021 году. Негативная тенденция сохраняется на протяжении последних семи лет.

 

 

Взрывы газовых баллонов в Российской Федерации (по состоянию на 01 ноября 2021 г.)

 

 

Кол-во взрывов в РФ

В т.ч. в многоквартирных домах

Погибло

Пострадало

2013

58

 

17

122

2014

75

 

38

174

2015

137

 

43

280

2016

222

 

130

617

2017

278

 

122

834

2018

313

47

203

1209

2019

358

54

118

1085

2020

361

56

123

1502

2021

319

61

127

1561

Источник: по информации СМИ, интернет-обзор «GASVECTOR»

 

Высокий уровень аварийности на рынке СУГ формирует у потребителей ложное представление о газе как опасном виде топлива.

Вопросы безопасного обеспечения населения газом в 2017-2019 годах неоднократно поднимались на совещаниях у Президента РФ Владимира Путина. Поводом для этих мероприятий послужили проблемы с реализацией программы развития газомоторного топлива, значительный рост чрезвычайных ситуаций с газом во внутридомовых газовых сетях, газовыми баллонами, используемыми в коммунальных целях.

После того как на проблему обратил внимание Президент, проблему СУГ начали обсуждать.

Сегодня, по мнению экспертов, в РФ в обороте находится от 30 до 50 млн. газовых баллонов. Износ баллонного парка составляет от 60 до 80%.

Если помечтать и предположить, что появившийся недавно Единый оператор газификации пересмотрит свои планы и направит на альтернативную газификацию в виде СУГ хотя бы 5-10% от суммы расходов на трубную газификацию, то за несколько лет на рынке СУГ можно совершить реальную революцию: наладить цифровой учет движения газа от скважины до потребителя, газовых баллонов с момента их производства до момента утилизации, произвести замену баллонного парка, исключить из обращения баллоны с просроченным сроком службы, внедрить систему комплексной безопасности для баллонов СУГ, автоматически обеспечивающую безопасный уровень заправки, исключающую возможность взрыва баллона, а также вывести с рынка «серых» игроков. Установить порядок ценообразования, при котором ГРО получит возможность вести нормальную экономическую деятельность, а конечные потребители СУГ получат справедливую цену, которая обеспечит равные права с потребителями природного газа и многое другое. Миллионы наших граждан реально ощутят заботу государства и почув­ствуют тепло голубого топлива.

 

Хроники ценообразования на СУГ 

Система балансовых заданий по СУГ была введена Правительством в 1999 году. Пропан-бутан поставлялся по фиксированной государством цене для удовлетворения коммунальных потребностей населения. Министерство энергетики обязывало производителей поставлять необходимый объем СУГ (балансовый газ) в определенные регионы на основании заявок от региональных ГРО. Заявки распределялись по производителям, которые раз в месяц получали графики и отгружали газ в соответствии с запросами. Не выполнив социальную нагрузку, они не могли поставлять пропан-бутан на экспорт. На таможне требовали предъявить ресурсные справки, которые выдавались государством после того, как производитель выполнил балансовое задание.

В какой-то момент из-за отсутствия объективного контроля за количеством конечных потребителей СУГ, развитием газификации в регионах, объем заявок от регионов на газ для населения (по льготным ценам) стал превышать реальные потребности. То есть часть газа не доходила до населения, а продавалась на других рынках по коммерческим ценам (например, на рынке автогаза), что наносило ущерб производителям СУГ. Особенно актуально это было для европейской части России, где уровень газификации высок, зимы относительно теплые, то есть реальная потребность в газе в баллонах невелика.

Такая ситуация явилась одним из катализаторов для формирования у ФАС России позиции для перевода рынка СУГ на рыночное ценообразование.

В 2005 году крупные производители СУГ обратились к премьер-министру Михаилу Фрадкову с просьбой разобраться со сложившейся ситуацией. 

Производители начали борьбу против нецелевого использования балансового газа. Она увенчалась успехом в январе 2009 года, когда правительство РФ перестало выпускать постановления, обязывающие компании поставлять балансовый газ.

С начала 2014 года Минэнерго закончило выдавать производителям балансовые задания на поставку СУГ для бытовых нужд.

Но это означало, кроме прочего, что юридического основания снабжать потребителей пропан-бутаном по регулируемым ценам не стало. Этой ситуацией воспользовались некоторые поставщики, которые либо многократно сократили, либо вовсе прекратили поставки балансового газа в субъектах.

Стала развиваться биржевая торговля и внебиржевые, электронные торги. Возможность купить сжиженный газ появилась практически у любого покупателя. С одной стороны, это, безусловно, плюс – развитие рыночных отношений. С другой стороны, финансовые интересы биржевых игроков и непосредственных участников рынка – вещи диаметрально противоположные.

Тема ценообразования на СУГ для коммунально-бытовых нужд населения возникла в связи с отменой с 1 января 2019 года регулирования оптовых цен на СУГ, что было оформлено в конце 2018 года соответствующим постановлением Правительства РФ. При этом конечные розничные цены на СУГ для бытовых нужд населения остались регулируемыми, в соответствии с постановлением Правительства от 29 декабря 2000 года №1021, и устанавливаются региональными энергетическими комиссиями.

Отмене регулирования оптовых цен на СУГ способствовала также позиция ФАС РФ по оценке объема потребления СУГ для бытовых нужд. По мнению этого ведомства, объем потребления СУГ для бытовых нужд к 2018 году снизился до 350 тыс. тонн в год. С точки зрения ФАС, при указанном объеме потребления для рынка не было угрозы масштабных сбоев в поставках, а достаточное количество инструментов позволят провести уточнение методики расчетов и обеспечить меры государственной поддержки.

Гладко было на бумаге. Как сказал один из классиков современных афоризмов: «Никогда такого не было, и вот опять…». Возникла серьезная проблема – убыточность поставок газа для уполномоченных компаний во многих регионах. Уполномоченные компании, приобретая газ по свободной, рыночной цене, вынуждены продавать газ потребителям по установленной в регионе, не всегда экономически обоснованной цене. При этом ГРО содержат газовую инфраструктуру, газонаполнительные станции, пункты хранения и обмена бытовых баллонов, аварийные службы, автотранспорт, осуществляют доставку газа в отдаленные районы. Наименее затратные направления поставки перехватывают коммерсанты, не обремененные содержанием дорогостоящей инфраструктуры, тем самым провоцируя еще большие убытки уполномоченных компаний. И убытки в этой области колоссальны. По информации Минэнерго, в 2018-2019 годах выпадающие доходы (убытки) ГРО составляли порядка 3,5 млрд. рублей ежегодно.

 

Источник: журнал "Нефтегазовая вертикаль" №21-22/2021 

 

Источник: www.ngv.ru