Общественная палата Российской Федерации. Природа гибнет за металл: в ОП РФ призвали ужесточить контроль добычи россыпного золота

Координационный совет по экологическому благополучию при Общественной палате Российской Федерации выпустил рекомендации, посвященные правовому регулированию золотодобычи

 

Усилить контроль за соблюдением порядка получения прав на пользование недрами, рассмотреть возможность проведения эколого-экономической эффективности предоставления этого права с последующим аннулированием лицензий у неэффективных организаций, а также ужесточить ответственность за незаконную добычу россыпного золота рекомендовали члены Координационного совета по экологическому благополучию при Общественной палате РФ. Рекомендации экспертов были подготовлены по итогам круглого стола на тему «Экологические аспекты добычи россыпного золота», который состоялся 1 февраля.

В последние годы общественные экологические организации отмечают существенное повышение уровня загрязнения окружающей среды от деятельности золотодобывающих организаций — в подавляющем большинстве случаев речь идет о добыче россыпного золота. Этот процесс сопровождается трансформацией русел и сбросом в реки промывочных вод, содержащих значительное количество взвешенных частиц глины, песка, а в ряде случаев и химических веществ, используемых для промывки мелкого золота.

Из загрязненных водоемов уходит ценная рыба, речная экосистема деградирует, а изменение естественного русла рек приводит к нарушению прибрежной экосистемы, которое может сопровождаться уничтожением пойменных лесов. Естественные речные долины преобразуются в техногенные ландшафты, что сопровождается утратой многих важных экосистемных функций.

По данным экологических общественных организаций, в результате спутникового мониторинга загрязнения водных объектов в местах разработки месторождений россыпного золота в 2021 году в Алтае-Саянском экорегионе выявлено 77 случаев загрязнения, а протяженность загрязненных участков рек составила более трех тысяч километров. В Амурском экорегионе — 243 случая, а протяженность загрязненных участков рек — более восьми тысяч километров.

Существенное влияние на ухудшение экологической ситуации при добыче россыпного золота оказывает выдача так называемых поисковых лицензий по заявительному принципу, то есть получение права на пользование участками недр для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, по упрощенной схеме, без проведения аукционов.

По информации Союза старателей России [ председатель Совета Союза Таракановский В.И. – член Комитета ТПП РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням, ред. ТПП РФ], по заявительному принципу выдано более четырех тысяч лицензий. Однако зачастую такие лицензии выдаются организациям с уставным фондом 10 тысяч рублей, не имеющим квалифицированных специалистов с опытом отработки рудных и россыпных месторождений. В ряде случаев такие организации вместо заявленного изучения недр начинают осуществлять нелегальную добычу золота с многочисленными нарушениями экологического законодательства.

Эксперты ОП РФ призвали усилить контроль за соблюдением заявителями порядка получения прав на пользование недрами, а также требований по финансовому, кадровому и технологическому обеспечению, установленных в подпунктах 5 и 6 пункта 21 Порядка предоставления права пользования участками недр для геологического изучения.

Также предлагается рассмотреть возможность проведения оценки эколого-экономической эффективности предоставления права на пользование недрами с введением временного моратория на выдачу разрешений до окончания проверки. По итогам оценки необходимо аннулировать лицензий у организаций, экономический эффект от деятельности которых не перекрывает причиненного ими ущерба.

Эксперты предложили проработать вопрос об ужесточении до уголовной ответственности организаций за незаконную добычу россыпного золота, в том числе сопровождающуюся нарушением лицензионных условий на пользование недрами.

В ОП РФ отметили необходимость усилить государственный экологический контроль за деятельностью организаций, осуществляющих изучение недр, поиск, разведку и добычу россыпного золота. Также важно совершенствовать действующее законодательство об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и о недропользовании. В том числе следует запретить выдачу лицензий на геологическое изучение недр, поиск, разведку и добычу россыпного золота на участках, граница которых находится на расстоянии ближе пяти км от границы ООПТ, а также участков на реках, протекающих через ООПТ и расположенных на расстоянии ближе 30 километров выше по течению относительно них.

«Таким образом, для того чтобы минимизировать ущерб окружающей среде от россыпной золотодобычи, мы предлагаем отменить упрощенный порядок выдачи лицензий на добычу россыпного золота, запретить золоторазведку и добычу вблизи ООПТ, увеличить штрафы за нарушение требований законодательства, создавать рыбохозяйственные заповедные зоны в местах обитания, размножения, миграции особо ценных видов рыб, в частности лососевых, усилить экологический и экономический надзор за деятельностью организаций, которые занимаются добычей россыпного золота и т. д., и, конечно, ввести реестр недобросовестных пользователей россыпными недрами. Кроме того, важно и нужно рассмотреть возможность введения уголовной ответственности за незаконную добычу драгметаллов», — подводя итоги, сказала Елена Шаройкина, председатель Координационного совета по экологическому благополучию при ОП РФ.

Источник: www.oprf.ru