Автоперевозчики негабаритных и тяжеловесных грузов лишились возможности выходить в рейс из-за изменения системы выдачи спецразрешений

Председатель подкомитета по транспортной безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, президент  Некоммерческой организации «Ассоциация содействия выполнению государственного оборонного заказа» Александр Комиссаров прокомментировал ситуацию, сложившуюся с выдачей специальных разрешений на проезд негабаритных и тяжеловесных транспортных средств.

Проблемы возникли после перевода данной процедуры в цифровой формат. Ранее данные разрешения выдавались на бумажном носителе.

С вступлением в действие Приказа Минтранса России от 06.09.2021 № 298 «О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 21 сентября 2016 г. № 272 и от  5 июня 2019 г. № 167», согласно положениям которого с 4 октября 2021 г. спецразрешения стало возможно получить онлайн, через личный кабинет перевозчика, на сайте оператора Росдормониторинга (ранее выдаваемые на бумажном носителе).

В странах Евросоюза аналогичная система уже давно работает и является эффективным способом оперативного получения спецразрешения на перевозку негабаритных и тяжеловесных грузов.

Разрешительную документацию перевозчики получают в электронном виде, как правило, в течение нескольких часов, после подачи документов.

Наша разрешительная система построена по схожим, а в ряде случаев и аналогичным принципам, но ее реализация, как показывает практика («мнение с земли»)- оказалась на невысоком уровне.

В целом, новый порядок выдачи прогрессивен и должен помочь компаниям перевозчикам получать разрешительные документы в более короткие сроки, однако, осталось только, чтобы новая система заработала.

Первые две недели после введения системы наблюдались значительные перебои в работе. Сначала система не принимала заявления вообще, зайти в личный кабинет было можно, но отсутствовала кнопка «Новое заявление».

Через три дня проблему решили, кнопка появилась, но наблюдались значительные трудности уже со стороны федеральных управлений дорог, некоторые из них не могли работать с заявлениями, а некоторые, согласовать отдельные участки маршрутов или готовое разрешение в ГИБДД.

В Минтрансе России заверили, что система выдачи спецразрешений работает корректно, возможные проблемы связаны с тем, что балансодержатели на местах не занесли информацию о подведомственных автодорогах и весогабаритных ограничениях на них.

Кроме того, представители Минтранса России утверждают, что еще больше года можно пользоваться старой бумажной схемой и эта опция доступна до 1 января 2023 г.

Однако, участники рынка грузоперевозок негабаритных и тяжеловесных грузов в один голос говорят, что бумажные разрешения получить невозможно, т.к. местные регуляторы разрешения выдавать прекратили.

По утверждению руководителей компаний перевозчиков, оформить спецразрешение дальностью больше трех регионов невозможно, а в случае движения по муниципальным дорогам возможность выдачи разрешений в электронном виде не предоставляется из-за отсутствия цифровизации, слабой базы данных дорог и недостатка специалистов.

Возникает вопрос, почему до издания соответствующего нормативного правового акта Минтранса России о введении в действие новой разрешительной системы, положения которого обязательны для выполнения всеми перевозчиками негабаритных и тяжеловесных грузов, не были учтены (или учтены не в полном объеме) недостатки, выявленные в процессе тестирования «пилотного проекта».

Таким образом, отсутствие на рынке грузоперевозок четкой и отлаженной процедуры получения разрешительных документов уже привело к снижению качества оказания услуг, увеличению времени перевозки, спаду деловой активности, а также наличию у отдельных компаний убытков и значимых кассовых разрывов.

Несмотря на усилия, предпринимаемые Минтрансом России, отсутствие четкой и налаженной системы выдачи разрешительной документации на перевозку негабаритных и тяжеловесных грузов сознательно вынуждает предпринимателей уходить в «серую» зону и как следствие, уклоняться от уплаты налогов, от возмещения дорожных платежей (вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам) и т.д.

По экспертным оценкам, только за последние три года налоговые потери для бюджета от теневого сектора отрасли составили более 400 миллиардов рублей.

Государством предпринимаются серьезные шаги по выводу транспортной отрасли из «серой» зоны. Транспортно-логистические компании одна за другой оказываются под пристальным вниманием налоговой службы и становится очевидным, что отрасль ждет неизбежное «обеление» и уход части игроков, не готовых работать в рамках закона.

Отсутствие в новой системе возможности оперативного получения  услуги, по выдаче разрешительных документов ведет к нарушению обязательных требований транспортной безопасности (оказание услуг без получения соответствующих разрешений), а это в свою очередь создает предпосылки  для коррупционных действий.

Таким образом, нерешенность одного, но очень важного вопроса создало не только огромное количество проблем на рынке грузоперевозок негабаритных и тяжеловесных грузов, но и вынуждает компании перевозчики идти на нарушение закона.

Добросовестные транспортно-логистические компании заинтересованы в скорейшем решении существующих проблем на рынке грузоперевозок не менее, чем органы государственной власти.

Считаю, что только детальная проработка данной проблемы и поиск путей решения на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации с участием Минтранса России и представителей компаний перевозчиков позволят выработать консолидированное решение по выходу из сложившейся ситуации.

 

 

Источник: kapital-rus.ru