Первые результаты действия закона об органической продукции в РФ. Необходимость дополнительных мер поддержки со стороны государства

Петр Чекмарев, председатель Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса:

 

- C 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон об органической продукции № 280 от 03.09.2018г. ФЗ регулирует отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции. Несмотря на отсутствие ФЗ, с 2010-2014 гг. российский рынок показывал достаточно интенсивный рост по объемам продаж органической продукции - в среднем на 10 % в год, но кризис 2014 года и целый ряд косвенных факторов привели к тому, что 2015 – 2016 гг. рынок снизил темпы роста приблизительно до 4% в год.

Закон позволил заметно снизить количество продукции, которая вводит в заблуждение покупателей различного рода названиями типа «био» «эко» и т.д. на полках торговых сетей. Закон дает четкое определение органической продукции, определяет правила сертификации, требования к производству и ее обращению внутри страны.

Вместе с тем остается ряд нерешенных проблем и вопросов, которые назрели и их необходимо срочно урегулировать на законодательном уровне и в организационном плане:

  • в законодательстве существуют пробелы, связанные с оборотом органической продукции при её импорте;
  • отечественное законодательство не гармонизировано с зарубежным, что создает барьеров при взаимной торговле;
  • отсутствует система взаимного признания сертификатов органической продукции;
  • законодательно не отрегулированы взаимоотношения между производителями, переработчиками, сертифицирующими и контролирующими органами.

Для наращивания объемов производства также есть ограничения, связанные с применяемыми технологиями:

  • недостаточно видов и количества удобрений для применения в производстве органической продукции, зарегистрированных в соответствии с ГОСТ;
  • недостаточно биологических средств защиты растений и биометодов для органических производств;
  • отсутствует инфраструктура хранения, транспортировки, переработки и упаковки органической продукции;
  • отсутствуют сертифицированные предприятия по переработке отечественной органической продукции.

Кроме того, необходимо разработать комплексную программу подготовки потенциальных производителей органической продукции, ее популяризации среди населения, с указанием основных отличительных признаков органической продукции от «био», «эко» и других подделок, подготовки кадров, обучения персонала для прохождения сертификации.

Предприятия торговли сталкивается с проблемой низкой покупательной способности населения из-за достаточно высокой цены органической продукции. Для решения данной проблемы требуется серьезное увеличение объемов производства, что приведет к росту конкуренции и снижению цены на полке магазинов. Также необходима государственная программа развития и поддержки производства органической продукции как отдельной отрасли в рамках развития Доктрины продовольственной безопасности РФ.

Учитывая то, что Россия обладает огромным потенциалом для развития производства органической продукции, необходимо решать поставленные задачи быстро, иначе нам невозможно будет конкурировать на мировом рынке.