Лейда Лукьянова: ответственное управление — это приверженность принципам этичного, прозрачного, эффективного и безопасного ведения бизнеса

Одна из ключевых задач бизнеса — развитие, затормозить которое, а также нанести ощутимый экономический ущерб репутации компании могут различные риски. Реагировать на случившийся инцидент — дорого и болезненно, правильнее предвосхищать, считает вице-президент по деловой этике и комплаенс МТС, член Совета ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики Лейда Лукьянова.

Поэтому все больше компаний крупного и среднего бизнеса на российском рынке внедряют системы комплаенс- и риск-менеджмента, которые помогают выявлять предпосылки экономических, коррупционных, репутационных, HR- и даже экологических рисков, и принимают комплексные меры еще до их проявления.

Компании также разрабатывают протоколы незамедлительного реагирования и устранения последствий в случае реализации риска или наступления инцидента — это тоже элементы зрелой системы комплаенса.

Перед внедрением системы контролей управленцам важно сломать стереотипы и признать, что комплаенс — это стратегически новый шаг в управлении бизнесом, а не внутренняя бюрократия. Формирование функции комплаенса под призмой GRC (Governance, Risk and Compliance — корпоративное управление, риск и комплаенс) — интегрированной совокупности возможностей — сегодня признается экспертами наиболее эффективным и грамотным подходом в построении комплаенс-системы в коммерческих организациях. Система GRC необходима в дальновидном стратегическом подходе к управлению и поддержке производительности и эффективности всех институтов компании. GRC-инструменты являются основой ответственного управления (G-составляющая в парадигме ESG-концепции).

GRC позволяет компаниям действовать добросовестно, в том числе понимать приоритеты стейкхолдеров и отвечать их ожиданиям, устанавливать и выполнять стратегические задачи, соблюдая баланс ценностей и рисков. Система GRC не обременяет бизнес, а поддерживает и совершенствует его. В этом смысле GRC носит революционный характер.

Тем не менее многие компании не подходят к этому вопросу серьезно. В связи с этим отдельные усилия в области корпоративного управления, рисков и комплаенса не поддерживают друг друга для повышения надежности достижения организационных целей.

GRC и комплаенс-контроли в России действительно внедряют преимущественно корпорации, а также крупный бизнес. Однако комплаенс-тренд позитивен, и, как уже было сказано, все больше компаний разных секторов рассматривают интеграцию системы ответственного управления на добровольной основе, потому что это дает ощутимые преимущества: расширяет доверие партнеров и клиентов, повышает лояльность сотрудников, увеличивает  инвестиционную привлекательность, а также позволяет соответствовать требованиям регуляторов и предотвратить расходы на адресацию нарушений. А еще улучшается репутация организации ― ведь эффективный комплаенс останавливает нарушения, которые негативно скажутся на имидже компании.

Корпоративное управление – ключ к эффективному управлению компанией, а комплаенс обеспечивает соответствие с регуляторными требованиями и ожиданиями стейкхолдеров управленческих и бизнес-процессов. Ценность корпоративной этики в том, что она объединяет системы корпоративного управления, риск-менеджмента и комплаенс-контролей, и в целом ―  это улучшает качество процесса принятия решений.

Этика (нечто «хорошее», форма поведения), ценности (нейтральная концепция) и принципы (способы достижения конкретных целей) стали краеугольными камнями GRC. В периоды снижения уверенности потребителей из-за внешних факторов (кризисы, снижение покупательской способности, нестабильность), фокус на этику и ценности, в том числе, может помочь вернуть доверие к компании.

Подытожим: комплаенс и управление рисками компании ― это постоянная аналитическая работа. Лучшим решением для бизнеса станет формирование команды, которая может согласованно работать над контролем рисков организации, что поможет завоевать лидерство в сфере деятельности.

 

По мат. HSE Daily

 

Источник: daily.hse.ru