Александр Русецкий: институт профилактики коррупции в организациях требует совершенствования

Совершенствование правового регулирования института принятия организациями мер по предупреждению коррупции является актуальной задачей для законодателя, считает председатель Совета ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, заместитель генерального директора по комплаенсу АНО «Московская дирекция транспортного обслуживания», директор Научно-учебного центра противодействия коррупции РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Александр Русецкий.

 - Законодательство о противодействии коррупции в России динамично развивается и за последнее десятилетие сформирована комплексная правовая система на данном направлении.

Основой национальной системы противодействия и профилактики коррупции является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции).

Законом о противодействии коррупции (ст. 13.3) установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Данная норма носит категорический характер, обусловленный невозможностью отступления субъектов правоотношений от нормативно-правового веления, и формулирует единственно возможный вариант поведения организации. Часть 2 названной статьи предусматривает самостоятельность организаций в выборе конкретных мер противодействия коррупции.

Практический опыт реализации положений статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции демонстрирует случаи формального исполнения организациями установленной законом обязанности разрабатывать меры по предупреждению коррупции путем принятия фактически нереализуемых мер (утверждения декларативных локальных нормативных актов; возложения дополнительных, реально не исполняемых обязанностей на отдельных работников и т.д.).

Очевидно, что институт профилактики коррупции в организациях требует совершенствования, поскольку полноценная система противодействия коррупции выстроена в основном в крупных компаниях, выделяющих на данные цели значительные финансовые ресурсы.

Отсутствие единообразного подхода противодействия коррупции и четких критериев разграничения организаций (в зависимости от их организационно-правовой формы, размера, формы ведения бизнеса (малый, средний и крупный) вынужденно замещается выстраиваемыми корпоративными и отраслевыми системами антикоррупционных мер, реальную эффективность которых зачастую невозможно объективно оценить в силу ограничений, связанных с коммерческой тайной.

В настоящее время назрела необходимость совершенствования положений ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции.

Перспективными направлениями развития данной нормы могли бы быть:

  • разработка и размещение Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в открытом доступе типовых форм локальных нормативных актов организаций по вопросам предупреждения коррупции, в том числе во исполнение Плана мероприятий («дорожной карты») по информированию организаций об обязанности принимать меры по предупреждению коррупции на 2020 – 2022 годы;
  • расширение обязанностей организаций в части разработки и принятии мер по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов, а также внедрение механизмов обеспечения сотрудничества с правоохранительными органами;
  • определение необходимых и достаточных направлений противодействия коррупции для всех организаций, по которым требуется разработка и внедрения локальных нормативных актов;
  • закрепление обязанности работника организации сообщать руководителю о ставших ему известными коррупционных рисках;
  • установление обязанности определить работника или структурное подразделение организации, ответственных за разработку и внедрение обязательных локальных нормативных актах в области противодействия коррупции.

Только совместными усилиями органов государственной власти и предпринимательского сообщества удастся устранить существующие правовые проблемы и повысить эффективность функционирующей системы противодействия коррупции в организациях.

Источник: video.tpprf.ru