Контент антикоррупционной информации в просвещении и образовании

В качестве лиц, осуществляющих антикоррупционное просвещение, может выступать широкий круг специалистов – журналисты, педагоги, члены общественных организаций и др., обладающих достоверными данными о явлении коррупции.

Однако просветительская работа требует специальной подготовки любого просветителя и здесь важнейшим требованием к ним является наличие специальной профессиональной антикоррупционной компетентности, поскольку не подготовленные лица могут принести больше вреда, чем пользы, считает член Совета ТПП РФ по развитию антикоррупционного комплаенса и деловой этики, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Юрий Трунцевский.

 При разработке программ (форм, методов и средств) антикоррупционного просвещения информацию необходимо ранжировать по кругу слушателей. В частности, для просвещения подростков следует акцентировать внимание на этические нормы, раскрытие духовных ценностей, которые вне зависимости от общественных формаций всегда содержали и содержат незыблемые установки на понимание добра и зла, справедливости и несправедливости, ответственности, совести. Не допустимо, с этой аудиторией обсуждать такие вопросы, как место России в рейтинге TI, политическая коррупция, резонансные дела, оценивать негативные проявления в органах государственной власти, в том числе ОВД, органах местного самоуправления. Задача просвещения школьников заключается в формировании у них четких духовно-нравственных установок, на примерах религиозных ценностей, рекомендованных художественных произведений, высоконравственных поступков героев истории и современности.

На уровне юношества - студентов, следует развивать заложенный фундамент духовно-нравственных ориентиров. Важным подходом к информированию проблем противодействия коррупции, следует считать ориентацию слушателей на то, что конкретно им, их родственникам и знакомым необходимо делать в тех или иных случаях. При этом антикоррупционные запреты должны фигурировать в соответствующей информации и просветительских материалах, исключительно с точки зрения необходимости избрания такого поведения, которое соответствует этическим и правовым антикоррупционным стандартам. Следует также исключить какую-либо оценку проступков отдельных представителей государства, государственных институтов, в частности, судов, полиции. Примеры должны содержать ситуации бытовых проявлений коррупции, в которые может попасть сам учащийся, при этом важно остановиться на вариативности развития ситуации и выборе только правомерного поведения, не позволяющего развиться коррупционным проявлениям.

В отношении взрослого (работающего) населения следует отражать информацию и проводить ее анализ, в первую очередь о существующих моделях противодействия коррупции: созерцания, наблюдения, контроля, профилактики, предупреждения, борьбы, репрессии. Характеристика государственной политики в сфере противодействия коррупции должна основываться не на отдельных ее результатах, а о комплексе целей, задач, субъектов, мер. Следует избегать общих оценок деятельности государства, конкретных органов, организаций, должностных лиц, в частности судов и правоохранительной системы.

Важно при формировании подходов и осуществлении организации антикоррупционного просвещения достигнуть понимания в вопросах сегментации соответствующей информации. Цель любого просветительского мероприятия должна заключаться в формировании у слушателей убеждения в бескомпромиссности государственной политики противодействия коррупции, нулевой толерантности к коррупции в любых без исключения сферах общественной жизни. Выводы по каждому мероприятию должны носить конструктивный характер и отражать, что уже сделано в противодействии коррупции на соответствующих уровнях, какие есть для этого ресурсы и представить слушателям конкретные антикоррупционные модели поведения. Нельзя в ходе мероприятий ставить под сомнение саму идею победить коррупцию, следует акцентировать внимание слушателей на цели снижения уровня коррупционных проявлений за счет снижения давления причин и условий, формирования антикоррупционных, этических установок в сфере государственного (муниципального) управления, бизнеса, межличностного общения.

Вопросы оценки коррупционных проявлений в деятельности конкретных органов власти, организаций, их должностных лиц, в том числе ОВД, не должны входить в содержание просветительских мероприятий, и требуют своего рассмотрения на уровне специальных образовательных программ, в том числе ведомственных.