Подготовка кадров в области антикоррупционного комплаенса

Ирина Грекова, член Совета ТПП РФ по развитию
антикоррупционного комплаенса и деловой этики


Эпоха усиленной глобализации принесла мировой экономике небывалые возможности для развития. Однако, одновременно с расширением возможностей, не уменьшаются и случаи коррупционных проявлений. Противодействие коррупционным проявлениям становится важным направлением развития корпоративного управления для организаций, которые испытывает негативные эффекты недобросовестного поведения в конкурентной среде и связанные с этим риски. Практика показывает, что проблемы в области нормативно-правового соответствия в антикоррупционной сфере могут привести к ущербу репутации, оттоку клиентов и большим штрафам для организаций, а также негативным последствиям для топ-менеджмента.

 

В таких условиях возрастает объем национальных и международных законодательных требований, и все чаще встречаются случаи транснационального регулирования. В частности, национальное законодательство предписывает организациям в ст. 13.3 273-ФЗ «О противодействии коррупции» разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

 

Участники рынка должны не только быть в курсе меняющихся законодательных и иных требований, но и соответствовать им, таким образом защищая свой бизнес от возможных санкций в силу несоблюдения указанных требований. Не менее важно умение управлять рисками несоответствия и находить в новых реалиях возможности для развития. В связи с этим все большее значение на мировом рынке приобретает комплаенс, который, изучая правовые и регуляторные рамки компании, контролирует ее деятельность в соответствие с ними, чтобы предотвратить штрафы и найти наилучшие способы действия. К внешней защите присоединяется и внутренняя защита, так как комплаенс также оберегает компании от случаев мошенничества, в значительной мере повышая ее эффективность.

 

Вследствие усложняющейся юридической картины, а также растущей конкуренции на рынке, компании все больше чувствуют острую необходимость в соответствующем персонале, который совмещают высокую юридическую квалификацию с глубоким пониманием деятельности компании и может создать эффективную комплексную комплаенс-систему в организации.

 

На данный момент на рынке наблюдается потребность в комплексном подходе к построению комплаенс-системы с взаимодействием комплаенс-элементов и построением комплаенс-культуры в организации, не ограничиваясь только обособленном формировании того или иного акта, регулирующего одну из сфер необходимого регулирования. Комплексный подход – использование правовых и экономических подходов, учет международных и транснациональных требований, умение анализировать процессы бизнеса – является золотым стандартом комплаенс-профессии.

 

Отдельные программы обучения кадров, частично охватывающие сферы комплаенса, не дающие системного понимания, характеризуются следующими недостатками:

 

а) отсутствие учета связей между различными отраслями правами и нормами, рассмотрение отдельных институтов в отрыве от комплексного изучения особенностей;

 

б) отсутствие нацеленности не на простое изучение определённых норм права, а на решение конкретных практических задач, связанных с деятельностью той или иной организации;

 

в) нехватка понимания у выпускников программ особенностей финансовой деятельности организации, отсутствие знаний в области передовых технологий, помогающих автоматизировать и оптимизировать процессы;

 

г) отсутствие целостного понимания системы внутреннего контроля и ее частей;

 

д) отсутствие навыка сравнительно-правового анализа и работы с трансграничным регулированием.

 

Решением отмеченных недостатков в подготовке кадров, как представляется, является комплексная подготовка комплаенс-специалистов при сочетании в обучении методов применения теоретических знаний в сфере комплаенс и управления рисками с практическими возможностями для развития соответствующих навыков.

 

Ввиду вышеуказанного недостатка в квалифицированном персонале в Институте комплаенса и этики бизнеса ВШЮА НИУ ВШЭ была организована и осуществляется комплексная подготовка специалистов мирового уровня по вопросам комплаенса и этики бизнеса. Подготовка высококвалифицированных кадров осуществляется сегодня как по программам дополнительного профессионального образования для лиц, кто стремится овладеть новой профессией, менеджеров высшего звена, так и по программе высшего образования (прикладной магистратуры).

 

Институт комплаенса в лице его руководства уверен в том, что формируемые при комплексном подходе к обучению профессии стандарты бизнес-поведения будут всецело способствовать противодействию недобросовестным практикам, и тем самым формировать открытую и конкурентную бизнес-среду во благо развития экономики страны и благополучия ее граждан.

Источник: https://video.tpprf.ru/novosti/news/7197/