Цифровые информационные услуги для развития несырьевого экспорта в условиях пандемии
Владимир Маслов, директор Департамента цифрового развития ТПП РФ 

Важность развития несырьевого российского экспорта является одной из приоритетных задач российской экономики. Экономическая ситуация с начала глобальной пандемии формирует перед большинством российских экспортеров и производителей серьезные вызовы по увеличению объема несырьевого неэнергетического экспорта отечественных товаров на зарубежных рынках. Основные контуры развития такого экспорта определены целевыми показателями национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Сегодня, при поддержке ряда государственных и общественных институтов, в частности Минпромторга России, РЭЦ, ВЭБ.РФ и ТПП РФ идет формирование «Единой системы продвижения экспорта», предусматривающей объединение инструментов поддержки и продвижения товаров и услуг российских производителей.

Эксперты отмечают, что объем электронной торговли на потребительском и B-to-B рынках растет вопреки последствиям от введенных ограничений во время пандемии. Подобная тенденция может иметь как краткосрочный эффект, так и закрепиться надолго в связи с изменением привычек потребителей. Сегодня маркетплейсы являются драйверами потребительского спроса во многих странах. Они расширяют предложение, формируют новые сегменты товаров, услуг и являются площадками формирования потребительского поведения нового формата. Отмеченные экспертами новые тенденции могут значительно увеличить экспортные возможности российских компаний.

Тем не менее, выход на зарубежный рынок влечет за собой определенные риски: как экономические, так и связанные с законодательством или менталитетом потребителей. В условиях неопределенности и регуляторных ограничений, связанных с пандемией, компании стремятся к минимизации рисков, в связи с этим является актуальным получение как можно более полной и актуальной информации о рынке на этапе планирования и разработки стратегии входа на рынок. В частности, предварительные исследования выбранного зарубежного рынка позволяют выделить наиболее прибыльные сегменты, сократить издержки, а также выбрать наиболее подходящую модель продвижения.

Одной из задач ТПП РФ сегодня, является предоставление экспортерам комплексной информационной поддержки в цифровом формате для снижения основных экспортных рисков. ТПП России в течение значительного времени занимается предоставлением комплексных информационных услуг через собственную цифровую платформу, включающую поддержку на всех этапах планирования экспорта: от выбора экспортного сегмента и продвижения производителя на конкретном зарубежном рынке до проверки надежности контрагента. Цифровизация набирает обороты, думаем этого уже нельзя отрицать. Именно поэтому на платформе «Электронная ТПП»‎ весь спектр услуг можно получить дистанционно, экспертизу проводят опытные специалисты, которым доверяют российские экспортеры.

Считаем, что увеличение объемов онлайн-торговли и экспансия торговых площадок создает для отечественных предпринимателей уникальную возможность развития с помощью новых цифровых технологий, что позволяет стать экспортером отечественной продукции уже сегодня.

Источник: https://www.gosrf.ru/regionsnews/direktor-departamenta-czifrovogo-razvitiya-tpp-rf-vladimir-maslov-c...