ТПП РФ: Владимир Маслов о государственной поддержке сектора e-commerce

Сегодня не возможно не замечать те изменения рынка ритейла, которые начались с глобализации и цифровизации населения и кратно ускорились, в том числе из-за ковидных ограничений.

В первую очередь, это беспрецедентный рост числа пользователей маркетплейсов, онлайн-продаж и увеличение доли интернет-покупок - сейчас их доля во всей торговле уже более 10%.

Во вторую очередь, это «завоевание» рынка маркетплейсами. Данная модель ведения бизнеса явилась наиболее эффективной за последние 3 года. Об этом свидетельствуют увеличение оборотов крупнейших маркетплейсов.

Крупнейшие маркетплейсы страны являются точками сбыта продукции десятков тысяч предпринимателей – субъектов малого предпринимательства, самозанятых.   

Но очевидно, что, несмотря на всю положительную динамику, перед российским рынком интернет-торговли возникли новые вызовы, которые требуют незамедлительных и эффективных действий со стороны государства, направленных на преодоление кризиса, в том числе из-за введенных беспрецедентных санкций.

В 2020 году был создан Совет ТПП РФ по развитию электронной коммерции. За 2 года существования Совет собрал на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации всех ведущих игроков рынка интернет-торговли.

По мнению экспертов Палаты России, на сегодняшний день существует проблема высокой стоимости кредитных ресурсов для бизнеса. Сейчас средняя кредитная ставка в банках составляет около 27%, хотя  пару месяцев назад ее уровень был около 10%. Высокая стоимость заимствования останавливает развитие компаний: становится тяжелее пополнять товарные запасы, финансово поддерживать продавцов на маркетплейсах, расширять программы лояльности для потребителей, приходится останавливать и замораживать многие проекты по созданию торгово-логистической инфраструктуры. Федеральное правительство приняло оперативную меру поддержки – предоставление возможности  системообразующим предприятиям брать субсидированные кредиты под 11% годовых, но финансовый объем поддержки ограничен. Поэтому важно, поспособствовать максимальному расширению программы выдачи субсидированных кредитов системообразующим компаниям.

Также, стоит отметить тот факт, что для отечественных компаний
e-commerce практически отсутствуют адресные меры поддержки, а сами маркетплейсы не признаны ИT-компаниями. Наши эксперты видят необходимость в том, чтобы распространить действующие и предлагаемые Правительством Российской Федерации меры поддержки ИТ-отрасли на цифровые услуги маркетплейсов.

Осознавая значимость данного направления деятельности для экономики России, Торгово-промышленная палата Российской Федерации совместно с Советом ТПП РФ по развитию электронной коммерции в марте этого года провела встречу с руководителями крупнейших маркетплейсов России с целью обсуждения существующих проблемных вопросов и подготовки предложений по развитию сектора.

В результате, был сформирован пакет из 7 предложений, который, по мнению экспертов ТПП РФ, требует рассмотрения в профильных федеральных органах исполнительной власти для целей принятия соответствующих безотлагательных управленческих решений.

Источник: svodka-plus.ru